Мраморный дворец

поделиться:

Мраморный дворец получил своё название, поскольку в облицовке фасадов и отделке интерьеров впервые в России использовался природный камень — мрамор и гранит. Всего было применено 32 сорта — русский (карельский и уральский), греческий и итальянский, а также ляпис-лазурь (лазурит) из Забайкалья. Цвет отделочного камня был самый разный — белый и серебристый, все оттенки серого и розового, от синего до голубовато- и зеленовато-серого.

Строительство Мраморного дворца началось в 1768 году и продолжалось 17 лет (с 10 октября 1769 года до 1785 года). Проект по эскизу Екатерины II разработал, пожалуй, самый известный архитектор Петербурга Антонио Ринальди.

Императрица наблюдала за ходом работ и поощряла отличившихся. На строительстве работало около 100 каменщиков и до 300 артиллерийских фузилёров. Глыбы камня привозили по Неве.

Содержание


Режим работы Мраморного дворца в 2024 году

  • С 10:00 до 18:00
  • Вторник — выходной день
  • Кассы закрываются на час раньше. Последний сеанс начинается за 1,5 часа до закрытия музея

Адрес

191186, Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1


Как добраться до Мраморного дворца

Дворец находится на Дворцовой набережной Невы. На значительном удалении от станции метро. Ближайшие станции — «Невский проспект» и «Гостиный Двор», идти около 15 минут.


Стоимость билетов в Мраморный дворец в 2024 году

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • для взрослых — 600 рублей
    • для школьников старше 14 лет, студентов и пенсионеров — 400 рублей
    • для детей от 7 до 14 лет — 200 рублей
    • для детей до 7 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан:
    • для взрослых — 1000 рублей
    • для студентов — 700 рублей
    • для детей до 7 лет — бесплатно


Архитектура

Для облицовки привозили материал, добытый в карьерах около Ладожского и Онежского озёр. А белый мрамор доставляли из Италии. Это было дешевле, чем везти его с Алтая или Урала.

Екатерина II ценила мастерство выдающегося зодчего Ринальди, и по её распоряжению в нише при входе в здание установили скульптурный портрет великого зодчего.

Мраморный дворец, вид с Троицкого моста

Мраморный дворец, вид с Троицкого моста

Построенный дворец будто вырастал из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Над входом установлена надпись «Здание благодарности». Здание увенчано башенкой с часами. А по сторонам от башни — две фигуры, выполненные Ф. И. Шубиным: справа — «Верность» с печатью в руках, слева — «Щедрость» с рогом изобилия. В залах Мраморного дворца — почти 40 работ скульптора.

Центральный фасад декорирован мраморными рельефами с военной арматурой. Повсюду господствует камень и металл.

Антонио Ринальди сумел создать дворец, служивший городским домом и одновременно дворянской загородной усадьбой. Линии южного, западного и северного фасадов органично вошли в городскую застройку, а со стороны двора мы видим дворянскую усадьбу с парадным двором, садом и оградой.

Западная часть дворца имела тот же план, что и парадная сторона, но была закрыта фасадами зданий соседних улиц.


Что посмотреть в Мраморном дворце

Главные сокровища дворца — Мраморный зал и Парадная лестница. Их облик сохранился в наибольшей степени и лучше всего отражает эпоху Екатерины II.

Мраморный зал

Мраморный зал

Но большую часть дворца сейчас занимают экспозиции и выставки:

  • Коллекция мебели, предметов интерьера и картин, собранная братьями Ржевскими
  • Выставка современного искусства — Музей Людвига в Русском музее.
  • С экскурсионной группой можно посетить покои Великого князя Константина Романова. Заказ экскурсий в музей К. Романова по телефону +7 (812) 595-42-03.


Парадная лестница

По замыслу Ринальди художественная отделка Парадной лестницы Мраморного дворца должна была стать продолжением каменной отделки, начатой на фасадах здания.

В её оформлении применялся серый мрамор серебристых оттенков. Сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы объясняется тем, что Екатерина II хотела придать парадным покоям мужественный и строгий облик.

Парадная лестница Мраморного дворца

Парадная лестница

Свет из окон второго этажа и купола позволяет увидеть разнообразный рисунок камня колонн и пилястр, вытесанных из цельных глыб. Более светлый цвет мрамора перил и балясин (столбиков) зрительно расширяет пространство и делает их легкими.

Плафон «Суд Париса» в перекрытии над Парадной лестницей, художник Иосиф Кристи

Плафон «Суд Париса» в перекрытии над Парадной лестницей, художник Иосиф Кристи

Плафон Парадной лестницы — работа Иосифа Криста 1784 года «Суд Париса». В мраморных нишах установлены фигуры, олицетворяющие утро, день, вечер и ночь, и символизирующие детство, юность, зрелость, старость.

Женская фигура «Утро» в виде богини утренней зари Авроры с атрибутами — солнечный диск у ног и гирлянда роз в руках

Женская фигура «Утро» в виде богини утренней зари Авроры с атрибутами — солнечный диск у ног и гирлянда роз в руках

Женская фигура «Полдень» солнечными часами, которые показывают полдень и стрелой, которая символизирует солнечные лучи

Женская фигура «Полдень» солнечными часами, которые показывают полдень и стрелой, которая символизирует солнечные лучи

Женская фигура «Вечер» в образе богини Дианы, в сумерках выходящей на охоту, её атрибуты — лук и колчан со стрелами

Женская фигура «Вечер» в образе богини Дианы, в сумерках выходящей на охоту, её атрибуты — лук и колчан со стрелами

Женская фигура «Ночь» с совой у её ног

Женская фигура «Ночь» с совой у её ног

На площадке от второго этажа до третьего — две аллегории, представляющие осеннее и весеннее равноденствие. С площадки третьего этажа хорошо видны лепные барельефы. В центре — композиция «Игра амуров», слева и справа — женские фигуры «Умеренность», «Сила духа», «Благоразумие» и «Справедливость».


Мраморный зал

Главная комната дворца — Мраморный зал, сохранивший старинное каменное убранство XVIII века.

Антонио Ринальди умело сочетал оттенки розового и вишневого тивдийского (карельского) мрамора, желтовато-серого уральского, зелёного и жёлтого итальянского камня.

Мрамор различных оттенков в облицовке зала

Мрамор различных оттенков в облицовке зала

По периметру всего зала в арках над пилястрами первого яруса расположены круглые барельефы на тему «Жертвоприношение», придающие нынешнему двусветному залу изысканность и гармоничность. Старинные наборные двери украшены золоченой бронзой.

Мраморный зал

Мраморный зал

Богато оформлена западная сторона зала. Дорогой камень ляпис-лазурь, привезенный из Прибайкалья, использован как фон для двух белокаменных рельефов. Композиции «Возвращение Рагула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от галлов» выполнены скульптором Михаилом Козловским. Сюжеты взяты из истории Пунических воин Древнего Рима. Они повествуют о долге, верности Отечеству, самопожертвовании и великодушии античных полководцев.

Композиции помещены в золочёные бронзовые рамы. Сверху и снизу — гирлянды с фигурами орлов и скрещенные ветви пальмы и дуба, высеченные из белого итальянского мрамора.

Живописный плафон «Свадьба Купидона и Психеи» С. Торелли, Мраморный зал

Живописный плафон «Свадьба Купидона и Психеи» С. Торелли, Мраморный зал

Живописный плафон «Свадьба Купидона и Психеи» С. Торелли, Мраморный зал

Живописный плафон «Свадьба Купидона и Психеи» С. Торелли, Мраморный зал

В Картинной галерее дворца (юго-восточная часть дома) находилось более двухсот живописных работ Рембрандта и Тициана, Рафаэля и других мастеров. В юго-западной части были устроены Греческая и Турецкая бани. На третьем этаже располагались жилые покои, Зал для игры в мяч находился в корпусе по Мраморному переулку.


Музей Людвига в Русском музее

Известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году передали в дар Русскому музею коллекцию из 118-и произведений современных художников Европы, Америки и России, из которых и сложилась настоящая экспозиция.

Во второй половине XX века в советском искусстве доминировало художественное направление социалистический реализм. Произведения советского неофициального и западного искусства практически увидеть было невозможно, что и стало причиной дара супругов Людвиг Русскому музею.

Это единственное собрание интернационального современного искусства с постоянной экспозицией в России. Впервые посетители могут увидеть в Мраморном дворце подлинники произведений классиков поп-арта.

Собрание включает картины Энди Уорхола, Тома Вессельмана, Класа Ольденбурга, Роя Лихтенштейна и Джеймса Розенквиста.

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол «Без названия»

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол «Без названия»

Микеланджело Пистолетто «Стена», 1967

Микеланджело Пистолетто «Стена», 1967

Бернард Шульце «Два трупа», 1970

Бернард Шульце «Два трупа», 1970

Американский гиперреализм выражен в работах Роберта Бехтле, Ральфа Гоингса и Джеффа Кунса. Немецкое искусство второй половины XX века отражено в коллекции работ Йозефа Бейса, неоэкспрессионистов Георга Базелица, Маркуса Люпертца и Ансельма Кифера.

Ральф Гоингс «Закусочная Унадилла», 1977

Ральф Гоингс «Закусочная Унадилла», 1977

Джефф Кунс «Херувимы», 1991

Джефф Кунс «Херувимы», 1991

Георг Базелиц диптих «Бутылка и орёл», 1977-1978

Георг Базелиц диптих «Бутылка и орёл», 1977-1978

Один из ценных даров Петера и Ирэне Людвиг — картина Пабло Пикассо, написанная в 1969 году, «Большие головы». Это единственное в Санкт-Петербурге произведение позднего периода мастера (после 1917 года).

Один из разделов музея Людвига — искусство советских и восточноевропейских неофициальных художников, произведения которых не выставлялись в российских музеях. Картина «Сад» — работа лидера московского концептуализма Ильи Кабакова.


Коллекция братьев Ржевских

«Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских» — это экспонаты, подаренные Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими. Большая часть экспозиции — произведения станковой живописи XVIII–XX веков. Это работы Ивана Айвазовского, Александра и Альберта Бенуа, Александра Иванова, Бориса Кустодиева, Ивана Шишкина и других мастеров. В собрании Ржевских — мебель, дорожные, напольные и каминные часы, выполненные часовыми мастерами Западной Европы и России XVIII–XIX веков.

И.К. Айвазовский «Константинополь», 1882 г.

И.К. Айвазовский «Константинополь», 1882 г.

Часы каминные, бронзовые, золочёные, с фигурками сатира и сатирессы, середина 19 века, Франция

Часы каминные, бронзовые, золочёные, с фигурками сатира и сатирессы, середина 19 века, Франция

Часы каминные, мраморные с золочёной бронзой, фирма Clezen Paris, Франция, конец 18 века

Часы каминные, мраморные с золочёной бронзой, фирма Clezen Paris, Франция, конец 18 века

И.Я. Билибин эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», 1934 г.

И.Я. Билибин эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», 1934 г.

Среди экспонатов — произведения фарфора, созданные на известных российских и европейских заводах того времени.


Выставка «Константин Романов — поэт Серебряного века»

В покоях великого князя, последнего владельца Мраморного дворца, развернута выставка «Константин Романов — поэт Серебряного века». Личные небольшие комнаты его семьи сохранились на первом этаже Мраморного дворца. Своей отделкой выделяется Музыкальная гостиная, называемая Готической по характеру оформления. В ней можно увидеть интерьер, отделанный деревом со сложным резным узором сводов и стен, и мебельное убранство.

На музыкальных и поэтических вечерах здесь бывали Афанасий Фет, Аполлон Майков, Антон Рубинштейн, Петр Чайковский и другие выдающиеся личности.


Предания Мраморного дворца

  • По преданию, в Мраморном дворце была устроена потайная дверь, через которую Екатерина II тайно уходила на встречи с Григорием Орловым
  • В одной из легенд рассказывается, что в фундамент Мраморного дворца был замурован мраморный ящик с монетами.

История Мраморного дворца

Мраморный дворец Екатерина II подарила своему фавориту графу Орлову за его усердную службу и участие в событиях 1762 года.

Орлов Г.Г. — мраморная скульптура, автор Шубин Ф.И.

Орлов Г.Г. — мраморная скульптура, автор Шубин Ф.И.

В результате дворцового переворота 28 июля 1762 года император Пётр III был свергнут, и на престол с помощью братьев Орловых взошла Екатерина II.

Екатерина II — мраморная скульптура, автор Шубин Ф.И.

Екатерина II — мраморная скульптура, автор Шубин Ф.И.

Григорий Орлов в тридцать один год возглавил артиллерию российской армии, он был удостоен звания генерал-фельдцейхмейстера. Оставаясь на службе до конца своих дней, был награжден многими высокими наградами, среди которых — орден Святого Андрея Первозванного и орден Святого Александра Невского.

Большую роль Григорий Орлов сыграл и в прекращении бунта 1771 года, вызванного эпидемией чумы в Москве. За подарок граф отблагодарил императрицу большим бриллиантом в 189,62 карата.

Он умер в 1783 году в возрасте 48 лет, так и не дождавшись окончания строительства.

Екатерина II выкупила дом у наследников графа и подарила его внуку — Константину Павловичу Романову. Архитектор Иван Старов выполнил ремонт и отделку ряда интерьеров к свадьбе великого князя.

Позже под руководством придворного архитектора Андрея Воронихина прошла перестройка жилых комнат дворца.

Мраморный дворец принадлежал ещё двум Константинам — второму сыну Николая I — Константину Николаевичу и его внуку Константину Константиновичу.

В середине XIX века проведена перестройка здания по проекту Александра Брюллова. После всех перестроек изменений первоначальный вид интерьеров был утрачен.

В 1992 году Мраморный дворец становится филиалом Русского музея. С этого времени проходит восстановление интерьеров исторического здания.


Телефон

+7 (812) 595-42-48


Официальный сайт

Мраморный дворец является филиалом Русского музея: www.rusmuseum.ru

поделиться:

поделиться:

рейтинг: 4.83 голосов: 12




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.