Юсуповский дворец
поделиться: |
Юсуповский дворец на Мойке выделяется подлинными аристократическими интерьерами. Для посетителей открыты роскошные парадные залы и домашний театр, сверкающий позолотой. Экспозиция «Убийство Григория Распутина» в подвале музея рассказывает о трагических событиях ночи с 16 на 17 декабря 1916 года.
Юсуповы — одна из богатейших фамилий в России. Исследователи считали, что их род был богаче Романовых. Здание на Мойке стало собственностью семьи в 1830 году. Часть денег князи тратили на приобретение произведений искусства для дворцовой галереи.
Карта
Залы
Во дворце можно осмотреть парадные залы, а также жилые покои князей, которые включают мужскую и женскую половину.
Музыкальная гостиная
На мужской половине анфиладу залов открывает Музыкальная гостиная. С нее начинается экспозиция первого этажа. Она была оформлена в стилистике Людовика XVI. Украшением Музыкальной гостиной является механический орган австрийской фирмы «Томас Гесс», созданный в середине XIX века. Орган отреставрирован, работающий, и на экскурсиях по Юсуповскому дворцу его можно услышать.
В Музыкальной гостиной хранилась коллекция скрипок знаменитых фирм Амати, Гварнери и Страдивари.
Гостиная Генриха II
Эта гостиная названа в честь французского короля Генриха II. Сам монарх не посещал Юсуповский дворец на Мойке — он жил задолго до его строительства, а название гостиная получила по стилю «французский ренессанс», в котором она была оформлена. В гостиной Генриха II находится камин, который является копией одного из каминов Лувра. Его верхушка со скульптурами создана не из мрамора, как в Лувре, а из папье-маше. Это была дорогая технология, обошелся камин «в копеечку».
Двери, стены и панели, мебельный гарнитур этого зала созданы из грушевого дерева.
Кабинет князя (Библиотека)
Кабинет князя Юсупова сейчас не столь роскошен как раньше. Он был хранилищем оружия, монет и медалей, коллекционированием которых увлекался князь Николай Борисович младший. Кроме того, кабинет являлся библиотекой.
В кабинете в 1927 году в тайнике были найдены документы и неизвестные письма Пушкина. Они были адресованы родственнице Юсуповых и подруге Пушкина Елизавете Хитровой. Письма были опубликованы с комментариями, и это была настоящая сенсация.
Библиотека двухъярусная, чтобы попасть на второй этаж, была выдвижная лестница, спрятанная в боковой части шкафа.
Турецкий кабинет (Бильярдная)
На месте светового дворика Монигетти создает Турецкий кабинет. Это комната для бильярда в турецком стиле. Солнце просачивается через световой фонарь в потолке и витражные окна европейской работы.
Мавританская гостиная
Мавританская гостиная интересна своей отделкой в восточном стиле. Первоначальный интерьер, созданный Монигетти, был скромнее чем сейчас. Архитектор Александр Степанов изменяет оформление стен и уподобляет зал одному из помещений Альгамбры (мавританского дворца на юге Испании, в Гранаде).
Мавританская гостиная напоминала владельцам о корнях — их род произошел от татарских князей. Юсуповы были убеждены, что являются потомками Абу Бакра, тестя пророка Мухаммада.
Завершают анфиладу князей утилитарные помещения — Секретарская и Гардеробная.
Секретарская
Главное украшение Секретарской, которая служила князю спальней, были витражи французской работы, заказанные в Париже и привезенные для Николая Борисовича младшего. Николай Борисович с увлечением и вкусом подбирал элементы убранства и декора для своих покоев.
В Секретарской устроена деревянная лестница, по которой жилые комнаты первого этажа соединялись с покоями княгини на втором этаже.
Гардеробная
В Гардеробной комнате вдоль северной стены были устроены шкафы для одежды, а внизу ящики для обуви. За шкафом скрывалась мраморная ванна, которую было принято прятать от глаз посторонних.
Парадная лестница
Юсуповы устраивали пышные балы, их можно было сравнить с императорскими. За вечер Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге принимал до 2000 гостей. Парадная лестница создавала у приглашенных ощущение праздника.
Парадная лестница — это визитная карточка дворца, которую в середине XIX века Ипполит Антонович Монигетти оформляет пышно, в стиле немецкого ренессанса. По его рисункам купольное пространство оформляется барочным орнаментом. На лестнице сложная художественная лепка и латинские буквы — монограмма Николая Борисовича Юсупова.
По бокам от мраморной парадной лестницы в нишах стен аллегорические фигуры частей света — Азии, Африки, Европы и двух Америк, символизирующие гостеприимство. Над лестницей — самая красивая люстра дворца на 130 свечей весом 600 кг. В ней 700 хрустальных частей, а изготовили её в середине XIX века в западной Европе. Лестницу из белого каррарского итальянского мрамора заказали во Франции и привезли в Санкт-Петербург частями.
Вход на лестницу украшают сфинксы, символы хранителей тайн.
Гобеленовая гостиная
Гобеленовую гостиную в 40-х годах XIX века создает швейцарский художник Бернар Симон. Гобеленовая гостиная использовалась для хранения трёх гобеленов, подаренных Николаю Борисовичу старшему. Три шпалеры фламандской работы с изображением сцен охоты и гобелен «Дети садовники», по одной из версий, подарил деду Николая Борисовича Наполеон, а по другой — французский король Людовик XVIII. В настоящее время эти работы XVII века находятся в Эрмитаже, а в Гобеленовой гостиной — их копии на холстах с имитацией фактуры тканых ковров.
Сохранилось обрамление картин, оформление стен и потолков, оригинальная отделка стен ореховым деревом, мебельный гарнитур из Европы. Люстра и часы со вставками из королевского французского севрского фарфора также из Западной Европы.
Гобеленовая гостиная служила княгине музыкально-литературным салоном, которые в то время входили в моду. В гостиной сохранилась фисгармония XIX века, работающая и сейчас.
Парадная спальня
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге может похвастаться Парадной спальней. Она настолько просторна, что кровать два метра длинной под кружевным балдахином выглядит маленькой. Спальню с элементами барокко и рококо создал в XIX веке Монигетти. Эта комната сохранилась до Октябрьской революции, но была утрачена в советский период. Была воссоздана по акварели.
Феликс Юсупов любил спальню матери. По его воспоминаниям, комната излучала тепло матушкиного сердца. Мебель розового дерева была обтянута голубым узорчатым шелком, а в горках красовались броши и ожерелья княгини.
C XIX века сохранился камин, облицованный ониксом, и каминная горочка. Слева от камина дверца, через которую князь попадал на лестницу и спускался на первый этаж.
В парадной спальной — предметы XIX века: столики, зеркало и скульптуры из мрамора «Девочка на подушке» и «Смеющийся амур». Картина «Девушка с амуром» неизвестного художника конца XVIII века.
Большая ротонда
Анфилада парадных залов — это самые ранние и ценные залы начала XIX века, созданные в стиле русский ампир архитектором Андреем Алексеевичем Михайловым.
Первый зал — это Большая ротонда, необычная по форме гостиная. Название «ротонда» в переводе с итальянского означает «круглый». В Италии так называли круглые в плане здания, окруженные колоннами и перекрытые куполом. У Большой ротонды Юсуповского дворца есть изюминка — круг создан восемью колоннами светло-голубого искусственного мрамора, который вписан в прямоугольный план зала.
Купол декорирован под звездное небо, живопись плафона русского художника Алексея Травина. Стены из искусственного мрамора расписал художник Антонио Виги. Уют парадным залам дворца придают мебель, столики и вазы с цветами.
В интерьере зала камин из белого итальянского мрамора и большой гербовый торшер из золоченой бронзы, выполненный в Санкт-Петербургской мастерской Пьера Гёде в 1830-е годы. Вазы-канделябры из фарфора и золоченой бронзы середины XIX века из Франции.
Синяя гостиная
Три гостиных по цвету штофа получили название Синей, Красной и Зеленой.
Ткань, обтягивающая стены Синей гостиной, сделана в России. Это шёлк, которому 200 лет. Но, в основном, ткани в Юсуповском дворце воссозданные, как и обивка мебельного гарнитура в Синей гостиной. Ткани для музеев производятся на предприятии в Москве на станках XVIII века по старинным технологиям.
Мебель группируется вокруг декоративных столиков. Стол в центре гостиной сделан из бронзы во Франции. Столешницу украшает чаша и вставки в виде букетов в медальонах из севрского фарфора. Цвет мебели и стен сочетается с хрустальной люстрой XIX века. Русские мастера декорировали её стеклом, умело используя оксид кобальта, придающий синий цвет.
Потолки расписали итальянские художники Барнаба Медичи и Пьетро Скотти.
Красная гостиная
На стене Красной гостиной, где раньше был портрет императора, размещен портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Нарышкиной. Это копия, оригинал в Павловском дворце. Автор — Эдуард Дюбюф. Зинаида Ивановна — прабабушка Феликса Юсупова.
Стены зала затянуты штофом XIX века. Мебельный гарнитур по рисункам Михайлова покрыт слоем сусального золота. Люстра с фигуркой Аполлона изготовлена из золоченой бронзы и хрусталя 1830-е годы в России.
Паркет создан русскими мастерами из восьми пород тропических деревьев. Рисунок паркета в гостиной — геометрический, повторяющийся мотив — ромбы.
Зелёная гостиная
Зелёная гостиная пострадала в Великую Отечественную войну и поэтому более скромная. Во время войны в Юсуповский дворец на Мойке попали шесть снарядов и три бомбы. Один из снарядов попал в этот зал. Зелёная гостиная воссоздана после войны по фотографиям.
Камин, оформленный дорогим и модным малахитом, служит украшением Зеленой гостиной. Кажется, что камин создан из цельного куска малахита. В природе малахит такого размера не существует. Все предметы из него делаются как мозаика. Мастера использовали малахитовые пластинки несколько миллиметров толщиной.
В Зелёной гостиной гарнитуры начала XX века из карельской березы и работающие часы возрастом 200 лет.
Танцевальный зал
Убранство Танцевального зала элегантно и благородно. Зеркала создают праздничную атмосферу.
В Танцевальном зале расписной плафон — живопись итальянских мастеров школы Пьетро Скотти. Девушки, танцующие с цветами, нимфы в развевающейся одежде, танцуют и амуры.
По легенде, если суметь повторить движения нимф, изображенных на своде, то можно научиться изящному танцу. Люстра отражается в зеркалах XIX века. Она установлена напротив зеркал, визуально расширяющих помещение. Хрусталики вспыхивают красным, желтым, синим и зеленым цветами. Каждая подвеска имеет 58 граней — с этого числа начинается бриллиантовая огранка.
Светлые стены и зеркала, окаймленные балясинами с хрустальной отделкой, создают праздничную атмосферу великосветских балов.
Танцевальный зал представляет одно целое с самым большим залом дворца – Банкетным, или Белоколонным, в котором при Юсуповых проводились балы, великосветские приемы с банкетами и концерты.
Белоколонный зал
Финансовое состояние князей и великолепный вкус позволили превратить Юсуповский дворец в один из фешенебельных домов Европы. В Белоколонном зале проходили банкеты, приемы и балы, устраивались концерты и благотворительные базары.
Своды зала расписаны в технике гризайль, имитирующей лепку. В полукруглой нише зала скульптура бога виноделия Диониса.
В зале 24 колонны из искусственного мрамора, который был дороже натурального. Люстры с имитацией золоченой бронзы изготовлены на фабрике Александра Зеинлейна в Москве по новой технологии папье-маше с золочением. Их вес менее 100 килограмм, поэтому их можно пускать и поднимать.
Николаевский зал
Николаевский зал — первый из залов картинной галереи. Он назван в честь отца первого владельца дворца, вельможи-мецената Николая Борисовича Юсупова (старшего). Его скульптурный портрет в портике Николаевского зала.
Николай Борисович собрал в подмосковной резиденции Архангельское коллекцию живописи, скульптуры и фарфора. После его смерти коллекция была перевезена во дворец на Мойке. Это было одно из лучших частных собраний в Европе. Только Лувр и Эрмитаж могли сравниться с галереей Юсуповых по полотнам французских художников. Собрание насчитывало 1240 картин.
Стены зала и трёх последующих от потолка до пола покрывали картины французских, итальянских, голландских, испанских и немецких художников.
В 1925 году коллекция была национализирована и распределена между музеями. Произведения искусства попали в Эрмитаж, Русский музей и в Третьяковскую галерею. Во музее представлены копии некоторых из них.
В Николаевском зале представлены портреты тех, кто жил в этом доме. В 1830 году дворец записывается на Бориса Николаевича Юсупова. Рядом портрет его отца Николая Борисовича, положившего начало коллекции произведений искусства. В роду было два Николая Борисовича — дед и внук. В Николаевском зале находится бюст Бориса Николаевича старшего. Его внук, Борис Николаевич младший — скрипач и композитор, член парижской консерватории и римской Академии музыки и болонского филармонического общества. Его монограмма над Парадной лестницей.
Здесь же портрет последней хозяйки дома, Зинаиды Николаевны. Оригинал картины кисти Валентина Серова представлен в Русском музее. Современник считали, что красота княгини Юсуповой может остаться символом эпохи.
Зал Прециоза, или Зал Драгоценностей
В переводе с итальянского «prezioso» означает «драгоценный». В зале Прециоза размещалась самая ценная часть собрания Юсуповых — полотна Рембрандта и Рубенса, Ван-Дейка и Джованни Тьеполо, Франсуа Буше и Антуана Ватто.
Для освещения произведений искусства на потолке были устроены световые фонари.
Сейчас в зале представлен камин мастерской Трискорни и копии картин. В центре анфилады Малая Ротонда — Зал Кановы. В нём располагалась скульптурная композиция «Амур и Психея».
Античный зал
Античный зал создавался для коллекции скульптуры. В отличие от других, зал не перестраивался, здесь сохранилась роспись свода в технике гризайль, имитирующей лепку, светильники начала XIX века из мастерской Севастьяна Китнера.
Зал назван Античным, поскольку в нём стояло шесть античных скульптур, в том числе третьего века до нашей эры. В настоящее время они находятся в Эрмитаже.
Из убранства зала сохранились скульптуры конца XVIII — начала XIX века. Парные фигуры «Боргезских борцов» итальянского скульптора Агостино Трискорни можно видеть в начале и в конце зала.
Скульптура богини любви и красоты «Венера Италийская» — копия XVIII века с античного оригинала. Здесь также работа мастерской Антонио Кановы «Венера Каллипига». В переводе с итальянского «Каллипига» означает «прекрасные бедра».
В советское время Античный зал пополнили картины «Зимний пейзаж» Юлия Клевера, художника рубежа XIX–XX веков и «Две девушки в гроте» Тимофея Неффа.
Домашний театр
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге, роскошный сам по себе, имеет внутри золотое чудо, превосходящее по яркости остальные помещения. Пройдя через Триумфальную арку Римского зала, гости попадали в княжеские ложи Домашнего театра. Его создал в 1858–1859 годы Ипполит Антонович Монигетти в стиле необарокко. Но театр всё равно не отвечал роскоши приёмов. В 1899 году Александр Александрович Степанов не только обогатил оформление театра, но и изменил его размеры, углубив партер на первый этаж. Он сумел соблюсти все каноны итальянского театра.
Декор театра с элементами барокко и рококо. Высокая золоченая лепка и живопись делает его похожим на драгоценную шкатулку. Росписи, играющие амурчики и занавес — работы русского художника и декоратора Эрнеста Карловича Липгарта.
Плафон создан на аллегорический сюжет «Утро, прогоняющее ночь». Ночь под покрывалом с факелом уходит, на смену ей приходит розовощекое утро в окружении амуров и цветов. Живопись говорит о благополучии, о процветании, о светлом дне, который царит в семье Юсуповых. В медальончиках — даты перестройки театра.
Пышно оформлена императорская ложа с монограммой Зинаиды Николаевны Юсуповой. Княгиня участвовала в любительских спектаклях, которые проходили в этом доме. Увидев её в одном из благотворительных представлений, Станиславский сказал, что сцена могла бы стать её призванием и, шутя, пригласил Зинаиду Николаевну в свою труппу.
Юсуповы были не только людьми богатыми, но и просвещёнными — имели собственный домашний оркестр. В театре были гримерки для артистов и оркестровая яма. Пространство, в котором могло находиться 180 человек, было известно своей акустикой.
Начало клипа Аль Бано «Феличита» вместе с Роминой Пауэр было снято в помещении Домашнего театра. В 2002 году Юсуповский дворец стал местом съемки клипа «Жестокая любовь» с Филиппом Киркоровым.
Зал Антонио Виги
Зал Антонио Виги назван в честь его создателя, живописца, который оформил плафон зала «Триумф Геркулеса». Роспись рассказывает о причислении Геркулеса к олимпийским богам.
В зале находится портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой работы Константина Маковского.
Дубовая столовая
Первоначально на месте Дубовой столовой был Зимний сад, однако необходимость иметь не только парадную столовую, но и помещение для семейных обедов потребовало переделки интерьера.
Дубовая столовая оформлена художником-декоратором А. А. Степановым в духе ренессанса. По своему назначению столовая использовалась не часто. Феликс Юсупов вспоминал, что у отца была прихоть обедать каждый раз в новом месте. Это доставляло слугам много хлопот, а два брата Феликс и Николай бегали по дому, чтобы найти место, где накрыто и были рады тому, что опоздали к обеду.
Князья поддерживали традицию Петровских времен устраивать «открытый стол», когда в определенные дни любой опрятно одетый человек мог пообедать бесплатно.
В Дубовой гостиной мебель из дуба, отделанная резьбой с изображением герба Юсуповых. Из дерева буфет, стол и даже люстра.
Убийство Григория Распутина
Юсуповский дворец на набережной Мойки в Санкт-Петербурге известен из-за загадочного убийства. В подвале расположена выставка «Убийство Григория Распутина», рассказывающая о шокирующем событии ночи с 16 на 17 декабря 1916 года.
Имя Распутина, сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века другом семьи императора Николая II, окутано пеленой мистической тайны. Казалось, что безграмотный, невежественный мужик управлял государством и казной и по своей прихоти назначал и снимал министров.
В то время никто не понимал причин необычной близости Распутина к царской семье. Теперь причина известна — больной гемофилией царевич Алексей. Каким-то гипнотическим воздействием старец умел останавливать кровь во время приступов гемофилии даже по телефону. Он стал доверенным лицом императрицы, озабоченной болезнью единственного наследника.
Распутин не был святым: новые друзья вовлекли его в пьянство, а близость к царю вскружила мужику голову. По городу ходили слухи, что он конокрад, развратник и любовник императрицы.
К концу 1916 года в обществе сложилось мнение, что Распутин, получивший прозвище «Святой чёрт», повинен во всех бедах страны. И если его физически устранить, то в стране не будет проблем, забастовок, в Петроград подвезут хлеб и закончится война.
Распутин подходил на роль персоны, на которую можно было свалить все грехи последнего царствования.
Участники заговора
Главными участниками заговора были Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович (кузен Николая II и давнейший приятель Феликса), депутат Государственной Думы Владимир Пуришкевич и поручик лейб-гвардии Преображенского полка Сергей Михайлович Сухевич.
Князь Дмитрий Павлович, как родственник царя, ревностно относился к тому, что Распутин был приближен к царской семье и хотел его удаления.
Пуришкевич был известен импульсивным характером. На заседании Государственной Думы он произнес: «Тёмные силы вредят нашей стране, и надо их ликвидировать». Феликс Юсупов поддерживал идею ликвидации тёмной силы в лице Распутина.
План заговорщиков
Юсуповский дворец отличался тем, что часть комнат предназначались для приватной жизни Феликса. Мальчишеская квартира, как говорят во Франции, квартирка «на одну ногу» — гарсоньерка. В ней произошли события, которые перевернули историю России.
Заговорщики хотели отравить Распутина. Доктору Станиславу Лазоверту поручили подсыпать цианистый калий в пирожные и в мадеру, которую любил Григорий.
Трагическое событие
Юсупов заехал за Распутиным на Гороховую, 64. Пригласил его в гости и пообещал, что познакомит со своей супругой Ириной Александровной. Её во дворце не было, Распутин об этом не знал.
Стол накрыли в подвале гарсоньерки, в столовой, куда после приезда спустились Феликс и Распутин. Заговорщики в это время собрались в кабинете Феликса этажом выше и ждали финала заговора.
По их планам, Распутин съедает отравленные пирожные, выпивает вино с ядом и умирает. Они рассчитывали, что к полуночи дело будет завершено.
Расположившись в столовой, Григорий Распутин чувствует неладное и сначала отказывается от угощения. Феликс был обаятельным молодым человеком и пытается развеселить гостя. Он играет на гитаре и поет. Вскоре Распутин успокоился, отведал пирожные и выпил отравленное вино. Время шло, Распутин жалуется только на обильное слюнотечение и жжение в груди. Феликс растерялся, он не знал, что делать. Тогда он поднялся наверх, в кабинет, где его ожидали сообщники, и рассказал, что с Распутиным ничего не происходит. Было решено застрелить старца.
Феликс берет револьвер и спускается вниз. В это время Распутин рассматривал распятие из горного хрусталя, стоящее на шкуре белого медведя. Юсупов окликает Григория, стреляет, и тот, обливаясь кровью, падает.
Феликс сообщает сообщникам, что Распутин убит, и заговорщики уезжают, а в кабинете наверху остаются только он и Пуришкевич.
Феликсу неспокойно. Он воспитан в традиционных православных традициях, главная заповедь — «Не убей». Он понимает, что совершил страшный грех и спускается вниз, в столовую. Зачем? Он и сам не понимал.
Склонился над окровавленным Распутиным, лежавшим на шкуре белого медведя. Зачем-то тряс его за плечи и хотел послушать, бьется ли его сердце. И в этот самый момент Распутин открыл сначала один глаз, затем другой. А потом сказал: «Феликс! Тебя повесят, я все скажу царице», вскочил и вцепился ему в горло. От ужаса Феликс чуть не потерял рассудок. Руки Распутина так его сжимали, что он не мог выбраться из его объятий. Вскоре он сорвал руки старца и побежал наверх. Там он трясется, бьется в истерике, и слугам едва удается привести его в нормальное состояние.
Пуришкевич понимает, что надо что-то делать и спускается вниз. Здесь он видит, что дверь открыта, а по двору к воротам ковыляет Распутин. Ещё несколько шагов, и он окажется на набережной, где дежурят полицейские. Этого нельзя было допустить. Каждый человек в ночном городе, где введено военное положение, — чрезвычайное происшествие.
Пуришкевич бежит за Распутиным и несколько раз стреляет. Третья пуля настигает его у ворот Юсуповского дворца. Пуришкевич подбегает к упавшему Распутину и делает контрольный выстрел в голову.
Тело Григория завернули в ковер и погрузили в автомобиль. На Малой Невке, рядом с Петровским мостом, где сильное течение, труп сбросили в полынью. Торопились так, что забыли привязать гирю к трупу. Через несколько часов тело всплыло. 19 декабря труп обнаружили, изъяли из проруби и привезли в Чесменскую богадельню, где состоялось прощание. Похоронить Распутина должны были на его родине, в селе Покровское Тобольской губернии. Но из-за опасности возможных волнений в связи с отправкой тела старца похоронили в Александровском парке Царского Села.
Весной в России уже работало Временное правительство. Керенский издал указ, сжечь тело Распутина. Гроб с телом в ночь с 10 на 11 марта 1917 года сожгли в котельной Политехнического института. Места захоронения Юсупова нет.
С открытием архивов появляются новые сведения, которые проливают свет на ужасные события той ночи. Многое остается загадкой:
- Сколько людей было во дворце той ночью? В экспозиции музея висит список гостей, кто, возможно, присутствовал в здании в ночь убийства. В этом списке несколько десятков фамилий.
- Участники заговора оставили полные противоречий воспоминания. Пуришкевич говорил об офицерах, которые были во дворце и вынесли тело Распутина к автомобилю. В доме, кроме известных заговорщиков, был резидент английской разведки Освальд Райнер, друг Юсупова по Оксфорду. Английская разведка могла сыграть роль в устранении Распутина. В то время Англия и Франция были обеспокоены возможным сепаратным миром России с Германией, за который выступал Григорий Распутин. Если бы такое соглашение было заключено, то сотни тысяч германских солдат были бы переброшены с восточного на западный фронт. Этого европейские союзники допустить не могли. Для Франции и Англии это означало бы поражение. Возможно, Райнер совершил те роковые для Распутина выстрелы. Кто стрелял до сих пор точно неизвестно. Определенно можно сказать, что это был не Юсупов. Он пытался застрелить Распутина в упор, в подвале, но у него не получилось. Пули настигли Распутина во дворе. Возможно, что их выпустил князь Дмитрий Павлович. Но есть вероятность, что это был Райнер, который подкараулил Распутина во дворе. В пользу этой версии говорит тот факт, что последняя пуля, извлеченная из головы Распутина, была без оболочки. Такие пули применялись в британских револьверах системы Веблей (Webley).
- В отчете о вскрытии профессора Д. П. Косоротова написано, что труп Распутина был жестоко изуродован. На его теле обнаружено несколько колотых ран, а после сбрасывания с моста таких повреждений быть не могло. Однако в своих мемуарах Феликс об осквернении тела не упоминал.
- Императрица, узнав о гибели Распутина, была в ярости и требовала казни Феликса Юсупова. Но наказание ограничивается тем, что Николай II ссылает его в одно из имений — в Ракитное Курской губернии, куда приезжают его мать и жена с двухлетней дочкой Ириной.
Убийство Распутина привело не к расцвету, а к краху Российской империи, став сигналом будущих революционных событий.
Узнав о февральской революции и отречении государя, семья покидает Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге и переезжает в Крым. В апреле 1919 года на британском линкоре Мальборо они уезжают из России. В отличие от многих эмигрантов Юсуповы сумели вывести заграницу ряд ценностей. Они имели недвижимость заграницей и даже организовали в Париже свой Дом моды «ИрФе».
поделиться: |
поделиться: |