Летний дворец Петра I
поделиться: |
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге расположен в Летнем саду, который был заложен в первые годы основания города большой группой архитекторов и садовых мастеров. Пётр I мечтал создать сад в версальском стиле. Сначала в своем доме он отдыхал и следил за ходом работ, а затем здесь жил с семьей летом.
Содержание
Режим работы Летнего дворца Петра I в 2024 году
- Музей открыт только в летний период (с 1 мая по 30 сентября). Летом в виду большого количества желающих билеты реально приобрести только в первый час работы кассы (с 11:00). Билеты продаются ежедневно только на текущий день.
- Посещение возможно только в составе группы. Билеты продаются в кассе дворца.
- Сеансы ежедневно, кроме вторника, в 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00 и 18:00.
- Указано время сеансов для индивидуальных посетителей.
Стоимость билетов в Летний дворец Петра I
- Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
- для взрослых — 800 рублей
- для детей, школьников старше 16 лет, студентов и пенсионеров — 400 рублей
- Для иностранных граждан:
- для взрослых — 1500 рублей
- для студентов — 1100 рублей
Адрес
Санкт-Петербург, Летний сад, литер А
Как добраться
Ближайшие станции метро — «Невский проспект», «Гостиный Двор» и «Чернышевская». Дворец находится на территории Летнего сада, у истока Фонтанки из Невы.
История Летнего дворца Петра I
С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Пётр I выбрал для своей летней резиденции.
Сначала Пётр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Пётр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.
После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Пётр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.
В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.
В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.
В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.
В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А. Э. Гессена.
После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нём проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.
Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что ещё при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I.
Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.
Наружное убранство и архитектура
Здание Летнего дворца построено в стиле барокко. Мы видим четкие пропорции и многочисленные окна, а также барельефы и лепной фриз под кровлей.
Строение было рассчитано не для торжественных приемов, а как жилище для царя и его семьи. Здание имеет строгий облик. Крыша высокая, четырехскатная, водостоки выполнены в виде крылатых драконов. Фасады украшены фризом из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи.
Изображения барельефов рассказывают о военных успехах России. В образе Персея мы узнаем Петра I. Барельеф над главным входом со стороны сада представляет нам в окружении знамен и трофеев богиню мудрости, покровительницу наук и ремесел Минерву.
Из-за постоянной подсыпки грунта цоколь здания почти не виден, а здание кажется невысоким.
Интерьер
На каждом этаже Летнего дворца Петра I располагаются семь небольших жилых комнат. Больших залов здесь нет. Вестибюль отделан резными дубовыми панелями, расчлененными пилястрами ионического ордера. Барельефное изображение Минервы исполнено скульптором Н. Пино.
В первом этаже находились покои царя, во втором — его жены Екатерины и детей. Здесь в приёмной он принимал письменные и устные просьбы и жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер для провинившихся. Из приёмной можно было попасть в большую комнату — ассамблею. На первом этаже также расположены спальня и поварня со столовой, комната для дежурного ямщика и гардеробная.
Здесь же находится токарня и станок, на котором Петр любил работать.
На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная, спальня и детская, а также комната для танцев.
Особенно привлекателен Зелёный кабинет, украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.
Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины — лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г. Гзель).
Интерьеры здания в форме аллегории прославляют победу русского оружия в Северной войне.
В оформлении комнат участвовали русские художники А. Захаров, И. Заварзин и Ф. Матвеев. Гостиные сохранили ту же атмосферу, что царила и в прежние времена. Многие комнаты облицованы изразцами и резным деревом, выполненными еще в давние времена.
Здесь также мы видим полотна с изображениями морских судов и сражений, редкие портреты, а также пейзажи. Среди раритетов музея — привезенный из Дрездена ветровой прибор. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.
Дом Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.
Телефон
Официальный сайт
поделиться: |
поделиться: |