Особняк Матильды Кшесинской

поделиться:

Особняк Кшесинской — это старейшее здание, сохранившееся на Троицкой площади Санкт-Петербурга. Оно возведено в начале XX века, когда был открыт Троицкий мост, соединивший Петроградскую сторону с центром города. Особняк Кшесинской имеет удивительную судьбу и вызывает интерес, как историков, так и обычной публики.

История здания связана с именем Матильды Кшесинской — балериной и светской львицей тех лет. В доме собирался высший свет Санкт-Петербурга, бывали в нем и великие князья из рода Романовых. Однако, во время февральской революции здание заняли большевики и через несколько дней от великолепного убранства не осталось и следа, а с балкона выступал с пламенной речью вернувшийся из эмиграции Владимир Ульянов.


Содержание



Адрес

197046, Санкт-Петербург,, улица Куйбышева 2–4, Вход с Кронверкского проспекта.


Как доехать до особняка Матильды Кшесинской

Ближайшая станция метро — «Горьковская», 5–10 минут пешком. При выходе из метро обратите внимание на два подземных перехода. Вам нужен тот что справа, который ведет на противоположную сторону Кронверкского проспекта. При выходе из подземного перехода пройдите по скверу мимо мечети. Угловое здание на пересечении Кронверкского проспекта и улицы Куйбышева — особняк Матильды Кшесинской.

Совсем недалеко от музея находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга как Петропавловская крепость, крейсер Аврора, Домик Петра I, Соборная мечеть и загадочные скульптуры Ши-Цза. Их посещение можно совместить.


Режим работы особняка Матильды Кшесинской (Музея политической истории России) в 2024 году

  • Вторник, четверг, пятница, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00
  • Среда — с 10:00 до 20:00
  • Выходной день — понедельник
  • Кассы закрываются на час раньше

Стоимость билетов в особняк Матильды Кшесинской (Музеи политической истории) в 2024 году

  • Для взрослых — 350 рублей
  • Для детей до 7 лет — бесплатно
  • Для детей 7–18 лет, студентов и пенсионеров РФ — 150 рублей
  • Можно оплатить Пушкинской картой

Опровержение легенд особняка Матильды Кшесинской

Просмотр видео



Биография Матильды Кшесинской

Именно здесь, напротив Петропавловской крепости, известная прима балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская в 1904 году приобрела участок земли. В то время у нее подрастал сын и прежний дом, на Английском проспекте, подаренный Николаем II, стал ей тесен. Не желая оглашать свое имя по известным причинам, первоначально Кшесинская оформила землю на посредника — дворянина Александра Коллинга.

Имя знаменитой танцовщицы окутано множеством домыслов и сплетен и, конечно, у столичных обывателей того времени возникал вопрос, на чьи деньги куплена земля и строился дворец, если годовое жалованье балерины не превышало 8 тысяч, а участок земли стоил в 10 раз больше? Многие посчитали, что вся недвижимость балерины (у нее было несколько домов в России и вилла во Франции) достались ей от влюбленного в нее императора.

Согласно одной из легенд, под Невой между домом балерины и Зимним дворцом был прорыт подземный тоннель, которым часто пользовались влюбленные. Отметим, что это предание явно не выдерживает критики, поскольку лишь за несколько лет до этого был построен Троицкий мост, соединяющий Петроградскую сторону с центром города и по сей день считающийся чудом инженерного искусства.

Впервые Матильда Кшесинская и цесаревич Николай Александрович встретились в 1890 году на выпускном балу хореографического училища. Она сумела обворожить наследника престола и между ними завязался роман.

Сразу после училища Матильда начинает танцевать в Мариинском театре и в первый же год она выступила в 22 балетах и 21 опере. Она была талантлива и трудолюбива, но и встречи с цесаревичем, начавшиеся в 1892 году, безусловно, имели огромное значение для её карьеры.

Любовная связь продолжалась два года. Однако, в апреле 1894 года состоялась помолвка Николая с Алисой Гессенской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Матильда сильно переживала, хотя с самого начала встреч знала, что цесаревич никогда на ней не женится. С этого времени влюбленные перестают встречаться и остаются друзьями. Вместе с тем, многие годы после женитьбы император помогал и защищал балерину, когда ее старались унизить и оскорбить.

Балерина рассталась с императором, но не рассталась с семьей Романовых. Ее возлюбленным стал близкий друг императора — великий князь Сергей Михайлович, утешивший балерину в трудные дни. Охладев к нему, она завела роман с 53-летним князем Владимиром Александровичем, а затем с его сыном — князем Андреем Владимировичем. В 1902 году у Матильды от него родился сын Владимир, а поженились они лишь через 21 год после знакомства, в 1921 году в Париже.

На сцене Мариинского театра она танцевала 12 лет, причем самые лучшие спектакли принадлежали ей. Она сама решала, кому танцевать.

В 1904 году 32-х летняя балерина оставила сцену, но позже танцевала в Мариинском театре на договорной основе (ей платили 500 рублей за выступление, огромные по тем временам деньги). В этот же год она приступает к реализации своей мечты — строительству для себя и сына большого просторного дома с садом.

Тайны Матильды Кшесинской

Просмотр видео



Фильм «Матильда»

В октябре 2017 года в прокат вышел фильм Алексея Учителя «Матильда». Сюжет фильма весьма вольно трактует биографии реальных персонажей и совсем не является документальным. Вместе с тем, в нем очень красочно показаны царские усадьбы Санкт-Петербурга, на экране вы увидите много великолепных пейзажей и красивых сцен (в основном, фильм снимался в Царском Селе и Мариинском театре). Николай II показан как человек влюбленный, но понимающий, что должен служить отечеству. В особняке Кшесинской фильм не снимался.


Фуэте судьбы Матильды Кшесинской

Просмотр видео



Обзор особняка Матильды Кшесинской: история, интерьеры и быт семьи

В начале XX века, когда был построен Троицкий мост, на Петроградской стороне начался настоящий строительный бум. Место для своего дома Матильда Кшесинская выбрала сама и стала одной из первых, кто построил свой особняк на Кронверкском проспекте. Проект и создание дома были поручены модному в то время академику архитектуры Александру Ивановичу Гогену. Отметим, что и сама заказчица сыграла немаловажную роль в замысле и реализации проекта.

Здание выполнено в стиле северного модерна, большая его часть расположена в саду. Окна всех жилых комнат выходят на юг и лишь лестница, вестибюль и уборная — на север. Внешний вид здания не отличается роскошью и вместе с тем, оно импозантно и интересно своей асимметричной композицией. Мы видим разную высоту отдельных звеньев и разную ширину окон. Дом украшает ажурная ограда, беседка-ротонда и палисадник,

Расположение и оформление комнат выбирала сама балерина. В его интерьерах, согласно ее замыслу, присутствуют все европейские архитектурные направления, Так, для зала она выбрала стиль ампир, для углового салона — стиль Людовика XVI. Спальня была оформлена в английском стиле, а столовая и соседний с ней салон — в стиле модерн. Особой гордостью Матильды были две ее гардеробные, в одной из них хранилась одежда танцовщицы, а в другой — театральные костюмы.

В подвале находился винный погреб и небольшая столовая, в которой после спектаклей на ужин приходили друзья. В доме собирался весь цвет петербургской интеллигенции. Здесь часто проводили время актеры петербургских театров, в том числе звезды балета, среди которых были Айседора Дункан и Анна Павлова. Наведывались в дом и представители высшего света, в том числе великие князья Романовы.

Дворец был меблирован и освещен по парижскому каталогу. Он поражал утонченной роскошью и уютом интерьеров, смелым и неожиданным сочетанием новых и традиционных отделочных материалов, живописной асимметричностью наружных деталей и свободной внутренней планировкой.

Прислуга жила с светлых удобных комнатах, а обедала в просторной столовой. Чтобы сын Володя мог каждый день пил парное молоко, при доме держали корову. Была также и толстая любимая сыном свинья, а в самом доме жила козочка, с которой Матильда выступала в балете «Эсмеральда».

С началом февральских событий 1917 года, опасаясь за жизнь сына и свою жизнь, балерина была вынуждена покинуть любимый дом. 28 февраля большевики заняли особняк Кшесинской, вывезли из него все ценности, испортили мебель и ковры. Интерьеры были разграблены и разрушены.

Первоначально миниатюрная прелестная хозяйка дома надеялась отсудить свою недвижимость и вернуть ценности, она даже подала в суд (интересно, что одним из ответчиков указывался Владимир Ульянов). Однако, Матильда быстро поняла, что ни одно судебное решение во время революционных событий не выполняется. Вскоре она уехала в Кисловодск, а в 1920 году вместе с князем Андреем Владимировичем навсегда покинула Россию, поселившись в Париже.

С балкона дворца 3 апреля 1917 года Владимир Ленин зачитал знаменитые «Апрельские тезисы».

В 1955–1957 годах особняк Кшесинской соединили двухэтажным переходом с соседним домом известного предпринимателя и благотворителя барона Василия Бранта, Согласно одной из легенд, Василий Брант был влюблен в свою очаровательную соседку и стремился ее почаще видеть. Доподлинно неизвестно, была ли между ними любовная связь но, несомненно, то, что они были знакомы и в гости друг к другу наведывались.

Комплекс зданий занял Музей революции, а в настоящее время в этих зданиях располагается Музей политической истории России. К сожалению, от прежних интерьеров почти ничто не сохранилось. Восстановлены лестница с балюстрадой и ротонда, белый зал и зимний сад. Подлинными является наборный паркет и плиточный пол в Зимнем саду.


Телефон

+7 (812) 600-20-00.


Официальный сайт

В здании в настоящее время работает Музей политической истории России: www.polithistory.ru

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.