Дворец Монплезир и Монплезирский сад в Петергофе

поделиться:

Дворец Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка Петергофа, всего лишь в нескольких метрах от Финского залива. Место на берегу, рядом с морем, откуда видно все проходящие корабли, выбрал сам Петр Первый. Название дворца Монплезир происходит от французских слов mon plaisir, что означает «мое удовольствие». Действительно, дворец стал любимым детищем Петра, в его создание император вложил свою душу — он сам определил планировку здания и сада, устройство фонтанов и оформление залов.


Режим работы дворца Монплезир в 2024 году

Музей закрыт на реставрацию.




Карта

Дворец Монплезир на карте

Дворец Монплезир

увеличить карту


Описание

По замыслу Петра, дворец Монплезир создавался как удобное жилище для просвещенного человека. Вместе с тем, учитывая, что строили его самые знаменитые мастера того времени, Монплезир можно считать образцом архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII века. В его строительстве и оформлении учитывались все самые новые веяния того времени.

Планировка здания отличается лаконичностью и четкостью. К центральной части, покрытой шатровой крышей, примыкают две галереи с небольшими павильонами.

Со стороны северного, выходящего к морю фасада устроена Морская терраса, с которой открывается великолепный вид на Финский залив и на Кронштадт с его фортами.

Ближе к берегу с западной стороны террасы установлена медная статуя Нептуна — владыки морей, символизирующая победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю.

Петергоф, Нептун

Нептун

Внутреннее устройство также просто и рационально: в центре здания находится Парадный зал, к которому с западной стороны примыкают Секретарская, Спальня и Морской кабинет Петра I, а с восточной стороны — Китайский кабинет, Кухня и Буфетная.

Большой (Парадный) зал в дворце Монплезир

Большой (Парадный) зал

Залы украшены голландскими изразцами и мрамором, китайскими панно и тканями, дубовыми резными панно и паркетом из ценных пород дерева. Восхищает и скульптурное оформление интерьеров в виде декоративной лепки.

Китайский (Лаковый) кабинет дворца Монплезир

Китайский (Лаковый) кабинет

В своем любимом дворце Петр Первый открыл первую в России картинную галерею, он сам приобрел коллекцию полотен европейских живописцев XVII–XVIII веков. Также сюда была привезена коллекция китайского фарфора и голландского фаянса, русского стекла и посуды.

Коллекция фарфора в Китайском кабинете

Коллекция фарфора в Китайском кабинете

В экспозиции Вы увидите личные вещи Петра I и подарки, полученные императором.


История

Здание возводилось с 1714 по 1723 годы, в его создании принимали участие архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Браунштейн, Жан Батист Леблон и Николо Микетти, а также лучшие строители, мастера живописи и скульпторы того времени.

Дворец Монплезир является не только архитектурным, но и историческим памятником. Он был местом проведения ассамблей и парадных приемов, сюда приезжали русские купцы и капитаны кораблей, здесь Петр Первый встречался со своими сподвижниками и иностранными послами.

Морской (Рабочий) кабинет в дворце Монплезир

Морской (Рабочий) кабинет

Последний раз Петр побывал во дворце в октябре 1824 года. После его смерти Екатерина I приняла здесь первых членов Академии наук, а Екатерина II в Парадном зале часто устраивала ужины для приближенных к ней лиц.

Стол в Большом зале, два медных шандала и стеклянный штрафной «Кубок Большого орла»

Стол в Большом зале, два медных шандала и стеклянный штрафной «Кубок Большого орла»

Со второй половины XVIII века дворец Монплезир стал рассматриваться как памятник, связанный с именем Петра Первого, где хранятся особо почитаемые экспонаты, рассказывающие об истории России.


Фонтаны Сноп и Колокола в Монплезирском саду

Напротив южного фасада дворца протяженностью почти 73 метра расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами. Как и планировку здания, Петр Первый сам создал эскиз сада и фонтанной системы. По его наброскам проект был выполнен архитектором Николо Микетти, созданием фонтанов руководил фонтанный мастер Поль Суалем.

Фонтан Сноп в саду Монплезир в Петергофе

Фонтан Сноп

Центральное место в композиции занимает фонтан Сноп, по сторонам которого на равном расстоянии расположились четыре фонтана Колокол со скульптурами. Первоначально статуи над фонтанами были свинцовыми, а в 1817 году их заменили на бронзовые, модели которых выполнил известный скульптор Иван Мартос. Золоченые скульптуры Психеи и Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах, выполненных в виде ваз и колонн с каннелюрами (желобками). Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает тонкой пеленой в виде стеклянного колокола.

Фонтан-колокол. Статуя «Психея»

Фонтан-колокол. Статуя «Психея»

В годы Великой Отечественной войны статуи были спрятаны и, таким образом, их удалось спасти.

На боковых аллеях сада стоят совсем безобидные скамейки в виде диванчиков. На самом деле, это фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра Первого в 1723 году. Стоило гуляющим по парку ступить на камешек рядом со скамейкой, как струи воды обливали гостей.

В Монплезирский ансамбль входят также Банный корпус, Ассамблейный зал и Екатерининский корпус.


Фонтан Сноп — видео

Просмотр видео



Ассамблейный зал

Ассамблейный зал был перестроен из Поваренных палат по приказу Елизаветы в 1747–1748 годах. Проект строения выполнил Франческо Бартоломео Растрелли.

В этом зале проходили торжественные обеды орденских кавалеров, блюда для которых готовились в расположенной рядом кухне. Сохранились царский стол и сервиз Екатерины II, уникальные русские шпалеры первой половины XVIII века и различная кухонная утварь.

Дворец Монплезир в Петергофе является своеобразной реликвией петровских времен — он не поражает своей роскошью и величием, но простота, изысканность и законченность каждой детали подчеркивают значение маленького дворца для правителя великой державы.


Смотрите также

Фотографии дворца Монплезир

Фотографии сада Монплезир

поделиться:

поделиться:

рейтинг: 5 голосов: 5




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.