Фермерский дворец в Петергофе
поделиться: |
Первоначально на этом месте по проекту Адама Менеласа в 1828–1831 годах была построена небольшая ферма, состоящая из коровника, комнат для пастухов, кладовых и кухни. Любимый архитектор Николая I Андрей Штакеншнейдер в течение следующих 20 лет перестраивал ферму. Для цесаревича Александра соорудили двухэтажный пристрой, в котором были парадные и жилые комнаты. Вскоре постройка стала превратилась в Фермерский дворец с условиями для комфортного пребывания, где были даже душ и ванная.
Вокруг был разбит прекрасный парк, украшенный цветниками и фонтанами, статуями и перголой (навесами из растений).
Режим работы Фермерского дворца в 2024 году
- С 10:30 до 18:00
- Выходной день — понедельник
- Кассы закрываются в 16:45
Карта
Стоимость билетов в Фермерский дворец в 2024 году
- Для граждан России и Белоруссии
- взрослые — 400 рублей
- дети до 14 лет — бесплатно
- дети от 14 до 18 лет — 350 рублей
- Для иностранных граждан
- взрослые — 800 рублей
- дети до 7 лет — бесплатно
Владельцы дворца
Первая экспозиция Фермерского дворца рассказывает об этапах его строительства. В 1828 году император Николай I (отец Александра II) дает распоряжение архитектору Адаму Адамовичу Менеласу подготовить проект фермы с павильоном. И через два года в парке Александрия была построена молочная ферма с павильоном. На первом его этаже находились кофейня, столовая и буфет, а служил павильон для летнего увеселительного отдыха.
Дворец Николая I, также находившийся в Александрии, был небольших размеров. Император решил надстроить павильон мансардным этажом, где были устроены личные комнаты цесаревича Александра Николаевича: спальня и кабинет, учебная комната и комната для его наставников.
В 1840 цесаревич заканчивает двенадцатилетнее образование и отправляется в заграничное путешествие, официальной целью которого было познакомиться с дворами Европы, а неофициальной — найти себе невесту. В городе Дармштадте, в Германии, он встречает девушку, в которую влюбляется. Это была Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, дочь герцога Людвига II. В православие она пришла под именем Марии Александровны, став супругой Александра II.
Когда наследник престола и Мария Александровна приехали в Александрию, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер надстроил павильон ещё одним корпусом, где появилась женская половина для супруги Александра Николаевича.
В Фермерском дворце супруги провели счастливые годы жизни. Они занимались воспитанием своих детей, а их было много, поэтому Александр Николаевич принимает решение надстроить основной корпус вторым этажом.
На первом этаже остались комнаты Марии Александровны, а на втором появились кабинет, приемная и другие комнаты великого князя. В 1850-х годах старую ферму, которая примыкала к Фермерскому дворцу, разобрали и перенесли в новое здание у Санкт-Петербургской дороги. Старая ферма была перестроена под жилые комнаты старших сыновей Александра Николаевича. Последняя перестройка прошла в 1858–1859 годах.
Приемная императрицы Марии Александровны
Приемная императрицы Марии Александровны — это большая просторная комната, оформленная в 1820-е годы. На её стенах можно увидеть литографии и акварели на тему Франко-прусской войны 1870- 1871 годов и русские военные формы.
В эркере приемной Марии Александровны установлен макет памятника адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву, командующему Черноморского флота, первооткрывателю Антарктиды, герою Наваринского сражения. Его скульптурное изображение находилось здесь при жизни императора и императрицы. Сам памятник был установлен на День Черноморского флота в Севастополе в 1867 году.
Мебель в приемной Марии Александровны изготовлена русскими мастерами. Её отделка выполнена по рисунку известного архитектора Ипполита Монигетти. Портретное изображение императрицы Марии Александровны — работа кисти шотландской художницы Кристины Робертсон. На картине Мария Александровна изображена в полный рост, здесь она еще молодая княгиня.
Первоначально парк Александрия принадлежал Александре Федоровне, супруге императора Александра I, матери Александра II. Этот парк ей подарил император и назвал его в честь Александры Федоровны. Когда же она умерла, по ее духовному завещанию, парк перешел в собственность Марии Александровны.
Комнаты Александра II
Подъезд Александра II открывает анфиладу помещений императора. Здесь снимали одежду и затем проходили в приемную. Стены подъезда выкрашены светло-серой краской, пол мраморный, сохранившийся с XIX века. По малой чугунной парадной лестнице император и члены его семьи поднимались на второй этаж. Рядом с лестницей — чучело медведя.
Александр II был страстным охотником. Где бы он не жил, в его доме были шкуры зверей: волчьи, медвежьи и лисьи. В подарок своим родственникам и друзьям он также отправлял свои охотничьи трофеи.
В 1870-е годы произошел такой случай. В районе села Турбино (сейчас это Новгородская область) во время охоты на медведя загонщики выгнали медведя на императора. Александр II выстрелил в медведя, но промахнулся, и медведь бросился на императора. Произошла бы трагедия, но Иван Васильевич Иванов, служитель-охотник и телохранитель Александра II выстрелил в зверя. В это же время рогатчик Никонов ударил рогатиной в область груди медведя. Зверь погиб, а между охотниками начался спор — кто же убил медведя и спас жизнь императору? Анатомическое вскрытие показало, что пуля попала в голову медведя, а рогатина важные органы медведя не достала. Император подготовил две медали: золотую и серебряную. На одной стороне медалей был портрет Александра II, а на другой стороне — слова «Благодарю» и «За спасение». Золотую он вручил Иванову, а серебряную — Никонову.
Приемная Александра II
На стенах в приемной Александра II можно увидеть живописные панно и литографии на тему походной жизни императора Наполеона Бонапарта. Александр II изучал военное дело с ветеранами, русскими офицерами и известными военными генералами, участвовавшими в походе французов на Россию в 1812 году. Тема русско-французской войны была Александру дорога, и поэтому в его дворцах можно увидеть картины, литографии и гравюры на военную тему того времени.
В Приемной Александра II — картины с изображением умирающего Наполеона на острове Святой Елены и сценой прощания Наполеона со своим другом, маршалом Ланном, погибшем при Эсслинге. На картине Бородинского сражения Наполеон изображен на белом коне. Одна из литографий рассказывает нам о битве при Прейсиш-Эйлау, которая произошла в Восточной Пруссии в 1807 году.
В приемной Александра II можно увидеть часы на каминной полке в золоченной бронзовой оправе, которые появились здесь в 1859 году и простояли до 1933 года. Затем они находились в Большом дворце, побывали в эвакуации, потом прибыли в Петергоф и в 2010 году оказались на своем родном месте.
После революции, когда все дворцы перешли государству, в Фермерском дворце был открыт историко-бытовой музей Александра II, который просуществовал до 1932 года. Вскоре под базу отдыха Ленсовета был передан западный корпус, а затем — весь первый этаж Фермерского дворца.
Проходной коридор
Из приемной Александра II в Кабинет можно пройти по Проходному коридору. Здесь по старым фотографиям и описям воссозданы полушкафы. На них установлены статуэтки с изображением охотничьих сцен, выполненные российскими и французскими скульпторами. На стенах гравюры и фотографии, которые показывают жизнь английской аристократии. Охота с гончими, лисий гон и картина с видом Москвы с Воробьевых гор, а также три полотна кисти Эдуарда Гертнера с видом Берлина.
Синий кабинет, или кабинет Александра II
Синий кабинет, или кабинет Александра II — святая святых Фермерского дворца. Синим он назван из-за цвета стен, драпировок, обивки мебели, сукна и кожи. Сначала Александр II жил на втором этаже Фермерского дворца. Его кабинет назывался зеленым, поскольку отделка стен, драпировок и обивка мебели была такого цвета.
Стол для комитетов имеет двойную столешницу, которая раздвигалась, если надо было разложить военную карту. Можно увидеть два кресла — для императора и для посетителя. Это единственные предметы, сохранившиеся из исторической коллекции Фермерского дворца. Они считались утраченными, но позже были найдены в антикварных магазинах Санкт-Петербурга.
Справа от стола для комитетов стоит письменный стол, за которым Александр II писал письма и разбирал корреспонденцию. На столе предметы, принадлежавшие ему: оттиск со слепка руки Марии Александровны, перо и папка, стиральные резинки и нож для разрезания бумаги.
В Кабинете Александра II его скульптурный портрет с любимой собакой, сеттером Милордом. Император уважал своего отца и старался на него быть похожим. В центре помещения небольшой бюст Николая I, также на стене его портрет с пуделем Гусаром, это работа художника Егора Ботмана. Рядом расположены портреты Марии Александровны и Александра II.
Уборная Александра II
Стены в Уборной Александра II обклеены обоями в полоску белого и серого цветов. В середине XIX века в Европе и в России появилось фотоискусство. На стенах комнаты можно увидеть много фотографий. Всего Фермерский дворец располагал коллекцией из 250 фотографий, воссозданы около 150 из них. Это изображения членов семьи Александра II: братьев и сестер, родителей, детей и их супругов.
В нише Уборной стоит кожаный диван с металлическими колесиками, которые «ходят» по металлическим полозьям. Диван отодвигается, и тогда можно увидеть футляр из красного дерева, в который вставлена медная луженая ванна. Два медных никелированных крана подавали холодную и горячую воду из бака, находящегося выше ватерклозета.
Ватерклозет воссоздан, он имеет чугунный горшок с фаянсовой чашей и металлическую ручку-рычаг. Слева расположена душевая кабина, обитая изнутри цинком.
Камердинерская
В Камердинерской стоит шкаф, у которого две створки настоящие и одна ложная. С правой стороны в шкафу расположена душевая кабина.
Центральная створка открыта, и на ней можно видеть образец военной формы из коллекции Государственного музея-заповедника в Петергофе.
Сохранилась винтовая лестница с потемневшими перилами и старой краской, обнаруженной при расчистке. Лестница служила для подъема наверх к камердинеру, к гардеробным и комнатам прислуги, которые находились на втором этаже.
Проходное помещение разделяет женскую половину Марии Александровны и мужскую половину. В Фермерском дворце существовал лифт, он был сделан в виде дубовой кабины, которая не сохранилась. В кабине стоял стул с подушкой. Лифтом пользовалась императрица Мария Александровна, когда была беременной.
Кабина крепилась металлическими направляющими к двум полым столбам, в которых «гуляли» свинцовые противовесы. Когда они опускались, кабина поднималась и наоборот. С задней стороны кабина крепилась к металлическому черенку муфтами. Механизм подъема находился в соседнем помещении за такой же перегородкой. Там был устроен станок с металлической ручкой. Ручку своей физической силой приводил в движение лифтер, и кабина лифта опускалась или поднималась.
Дубовая лестница
Над Дубовой лестницей можно видеть картины с изображением франко-европейских войн времен наполеона Бонапарта. Это эпизоды известных сражений начала XIX века, а также портрет Наполеона.
Комната императрицы Марии Александровны
Гостиная — одно из первых помещений Фермерского дворца. Здесь уютно и удобно, мягкая мебель и фарфор Мейсена. В этой комнате сохранился старый паркет середины XIX века. На камине два канделябра из исторической коллекции, а также часы в виде арки, аналогичные тем, что когда-то здесь стояли. Исторический камин спроектирован архитектором Менеласом в 1820-е годы. С левой стороны — картины с видом Италии кисти Джачинто Джиганте.
Сверху можно видеть лепнину в виде арок, в которых изображены щиты с гербом Александрии. Герб в виде венка из белых роз, который пронзает меч, придумал воспитатель Александра II Василий Андреевич Жуковский. Из личных вещей Марии Александровны сохранился ларец из кости с изображением католических святых.
Столовая Фермерского дворца
В столовой вся семья собиралась на завтрак и обед, в хорошую погоду столы сервировались на террасе, откуда открывался вид на сад с его цветами и фонтанами, перголой и скульптурой. В центре столовой можно видеть стол-сороконожку, на нем старая скатерть со следами от посуды.
Фермерский сервиз из белого фарфора был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе при Николае I в честь бракосочетания Александра и Марии Александровны. Над сервизом расположены две картины малого формата кисти Айвазовского из «Восточной серии» и картина «Кораблекрушение» французского мастера Изабе.
Картины Ивана Айвазовского из Восточной серии (слева и справа) и «Кораблекрушение» художника Эжена Изабе (в центре)
В гостях в Столовой Фермерского дворца часто бывали министры, которые служили при Александре II, среди них и Горчаков, министр иностранных дел и однокурсник Александра Сергеевича Пушкина.
Кабинет императрицы Марии Александровны
Кабинет императрицы Марии Александровны — это центральное помещение женской половины. Стены комнаты оформлены обивкой с рисунком цветов каштана. Помещение разделено на два объема, основное и эркер, разделенные двумя трельяжами из орехового дерева.
На рабочем столе — портреты Александра II, на одном из них (в фиолетовой бархатной раме) Александр II изображен в кабинете в Зимнем дворце.
Можно видеть кушетки, вазы и кувшины из стекла светло-розового, синего и серого оттенков.
В этом кабинете Мария Александровна разбирала корреспонденцию, писала письма, принимала гостей. Мария Александровна была покровительницей женских образовательных организаций, участвовала в основании российского Красного Креста.
Опочивальня Марии Александровны
Стены опочивальни Марии Александровны обиты тканью с цветочным рисунком. В центре комнаты кровать, огороженная от солнечного света ширмой. Императрица исполняла все религиозные предписания и обряды. Сначала она была лютеранкой, а в 1841 году перешла в православие.
В опочивальне можно увидеть скамью для коленопреклонения, святые образы Иисуса Христа и Святого Филиппа на божнице, икону «Положение во гроб». Стены оформлены гравюрами и живописью на религиозные сюжеты.
Среди картин — портрет ее старшего любимого сына Николая. В семье его называли Никса. Его готовили, чтобы он стал императором, но однажды Николай упал с лошади и получил травму спины. Через несколько лет травма перешла в туберкулезный менингит, и в 1865 году он умирает в Ницце.
Уборная императрицы
Стены Уборной императрицы обиты тканью с восточно-русским рисунком. На столике туалетный прибор из серебра. Можно увидеть алебастровую люстру и алебастровые часы. Графика на стене — это изображение фресок, найденных во время археологических раскопках в XIX веке в Италии и Греции.
Ватерклозет
Можно заметить, что в ватерклозете есть панели потемневшие, с деревянными заплатками. Это старые исторические панели, а более светлые — новые.
В Уборной Марии Александровны устроена ниша, в которую вставлена мраморная ванна, изготовленная в мастерской скульптора Трискорни. Эта ванна не покидала стены Фермерского дворца. Она была установлена в 1856 году и стоит здесь и сейчас. Даже во время оккупации Петергофа немецкими захватчиками ванна Марии Александровна не пострадала.
Камер-юнгферская
Слово «камер-юнгферская» в переводе с французского языка означает «комнатная девушка». Эта комната служила для дежурств камер-юнгфер при императрице. Они помогали ей одеваться и с туалетом. Камер-юнгферами были молодые девицы, знающие иностранный язык, трудолюбивые и умные. Обычно прослужив год или два, они уходили на пенсию и на пенсионном содержании были до конца своей жизни. В этой комнате девушки пили чай и слушали музыку, вышивали, занимались туалетом и отдыхали.
Смотрите также
поделиться: |
поделиться: |
рейтинг: 5 голосов: 3