Церковный корпус
поделиться: |
Церковный корпус — это храм, увенчанный пятью позолоченными куполами, входящий в комплекс Большого Петергофского дворца. Он занимает его восточную часть и является ярким образцом стиля елизаветинского барокко.
Большой Дворец в Петергофе был построен при Петре I в 1714 году. В то время его облик был достаточно скромным. В 1741 году на престол взошла его любимая дочь Елизавета Петровна. К середине XVIII века дворец уже не соответствовал блеску и роскоши, характерным для двора того времени. Императрица решает перестроить Большой дворец и дополнить его двумя боковыми зданиями — Церковным корпусом и Корпусом под гербом.
Церковный корпус — режим работы 2024
- С 10:30 до 18:00
- Касса закрывается в 16:55
- Выходной день — понедельник и последний вторник месяца
- Сеансы начинаются каждые 15 минут. Билеты можно приобрести в кассах, терминалах или на официальном сайте. Посещение только в составе группы, количество участников ограничено.
Церковный корпус — стоимость билетов в 2024 году
- Для граждан России и Белоруссии
- взрослые — 350 рублей
- дети до 14 лет — бесплатно
- дети от 14 до 18 лет — 300 рублей
- Для иностранных граждан
- взрослые — 600 рублей
- дети до 7 лет — бесплатно
Карта
Работа была поручена придворному архитектору Бартоломео Растрелли, объединившему в оформлении Церковного корпуса стиль барокко с традициями древнерусского зодчества. Строительство началось в 1747 году, и к лету была завершена кирпичная кладка. Одновременно с наружными работами проводилось и внутреннее оформление. Через четыре года, 10 сентября 1751 года придомовая церковь, разместившаяся в восточном корпусе Большого Петергофского дворца, была освящена в честь Святых апостолов Петра и Павла.
Летом императоры приезжали в Петергоф, в свою летнюю резиденцию. В Церковном корпусе проходили службы, отмечались церковные и государственные праздники и победы русской армии в войнах. Также здесь проходили церемонии крещения и венчания. Цесаревич Алексей, долгожданный наследник престола Николая I, также был крещён в домовой церкви. Это событие состоялось в сентябре 1904 года. В одной из витрин музея можно увидеть фотографии, напоминающие об этой церемонии.
В этой церкви в 1846 году венчалась Ольга Николаевна, средняя дочь императора Николая I, а в 1894 году — Ксения, сестра будущего императора Николая II и дочь Александра III. Она вышла замуж по любви за своего двоюродного дядю, великого князя Александра Михайловича. В 1910-х годах он станет создателем русской авиации. Благодаря ему в стране появились первые аэродромы и были закуплены первые аэропланы.
После революции самые ценные иконы и утварь из церкви исчезли, храм был закрыт, но всё же его внешний вид ещё сохранялся. Во время Великой Отечественной войны центральную часть Большого дворца оккупанты взорвали, а пожар уничтожил и Церковный корпус. От дворца практически остались только стены.
Восстановление Большого дворца началось в 1958 году, а полностью работы завершились в 2011 году. 12 июля, в день памяти Святых Петра и Павла храм был заново освящен и в нем был открылся музей «Церковный корпус». Каждый год 12 июля в здесь проходит служба.
Убранство
Православный христианский храм состоит из трех частей: притвора (трапезной), церковного зала и алтаря. В притворе прихожане ждали начала церемонии крещения, а по окончании службы именно здесь накрывали столы для нищих, бедных и прихожан. Отсюда и её название — трапезная, или паперть.
Плафон трапезной, разделенный на две части изображением стены, справа «Вознесение Апостола Павла на небо», слева «Видение Апостола Петра в доме Симона кожевенника»
Чтобы попасть в Церковный корпус, императорская семья вместе со свитой и гостями проходила через парадные залы, затем шла по галерее и попадала в трапезную, где ждала начала службы. Притвор и трапезная символизируют земное бытие. Обычно притвор выглядят скромно, но в придворном храме притвор оформлен в стиле барокко. Барокко, в переводе с итальянского, означает «причудливый», «странный», а в переводе с португальского —«жемчужина неправильной формы». Глядя на деревянный резной золоченный декор трапезной, можно увидеть изображения тех самых жемчужин неправильной формы.
Росписи на потолке и падугах, соединяющих стены с потолком, посвящены важным событиям из жизни апостолов Петра и Павла, в честь которых освящен храм. В отделке Церковного корпуса обильно использовалось золото.
Свод с изображением четырёх евангелистов, апостолов, Святой Девы Марии и символы евангелистов — орёл, лев, ангел и телец
Церковный зал домовой церкви, как и свод над ним, имеет форму восьмигранника, что символизирует путеводную звезду Христа, освещающую мир и напоминает, что вера для любого верующего человека — его путеводная звезда. На своде изображены апостолы, евангелисты, Святая Дева Мария и символы евангелистов — орёл и лев, ангел и телец. Иконостас шестиярусный, состоящий из 40 икон, расположенных так, как принято в русском православии.
Особенности
Церковный корпус отличается тем, что перед алтарём нет солеи (возвышения), отсутствует также и амвон (возвышение для чтения священного писания или пения). Ровный паркетный пол делает церковный зал похожим на один из залов Петергофского дворца. В нём нет изображения сцены Страшного суда, которое обычно расположено на западной стене храма.
Образ святого мученика Себастьяна, день памяти которого совпадает с днём рождения Елизаветы Петровны — 18 декабря
Внешний вид и интерьер этого храма напоминает облик Большого дворца. Здесь, как и в самом дворце, для оформления интерьера Растрелли выбирает лепнину и позолоченную резьбу. Резные растения, причудливые завитки и херувимы, цветочные гирлянды и вензеля Елизаветы Петровны можно увидеть в оформлении стен и иконостаса. Яркие краски и обилие света, проникающего через большие окна, мягкие лики святых, — все это вызывает добрые чувства и создает праздничную обстановку.
поделиться: |
поделиться: |