Наводнения в Санкт-Петербурге
поделиться: |
Наводнения в Питере можно отнести к мрачному и даже мистическому символу города. Бороться с этим опасным природным явлением жителям пришлось практически сразу после основания Санкт-Петербурга.
Первое наводнение случилось 30 августа 1703 года, когда вышедшая из берегов Нева затопила Заячий остров и смыла часть леса, приготовленного для строительства Петропавловской крепости. Чтобы избежать затопления Пётр I приказал возвысить остров путем насыпки земли.
Также он планировал поднять уровень почвы Васильевского острова на три метра, прорыть каналы, чтобы вода уходила в них, и построить дамбы вдоль береговой линии. Каналы также планировалось использовать для выгрузки товаров с судов. Но полностью эти планы не были осуществлены, поскольку каналы оказались узкими для кораблей и их пришлось засыпать.
При Екатерине II в 1769 году началось строительство Обводного канала. Название «Обво́дный» пишется через Ы, и с ударением на второй слог, а не «Обводной», как часто его ошибочно называют приезжие. В то время природа наводнений была еще мало изучена и канал не защитил город от наводнений, а даже ухудшил их последствия. Позже Обводный канал стали использовать для подвоза грузов на промышленные предприятия, расположенные по его берегам.
Причина наводнений — нагонная волна, которая образуется, когда вода сбивается в узкий участок Финского залива сильным западным ветром.
Уровень воды замеряется у Кронштадтского футштока, который находится на устое Синего моста через Обводный канал в Кронштадте. В настоящее время в новостях обычно сообщается уровень воды у Горного института.
Наводнением считается превышение уровня от нуля на 160 сантиметров. Подъем воды до 210 см — это опасное наводнение, до 299 см — особо опасное.
Всего в Санкт-Петербурге произошло более 300 наводнений, самые крупные из них случились:
- 10 сентября 1777 года, когда уровень воды поднялся на 321 см. Это наводнение унесло тысячи жизней. Дело в том, что оно началось ночью, когда люди спали, и в темноте не могли сориентироваться и найти путь к спасению. Оказавшись в воде, они не знали, куда им плыть и тонули, хотя рядом могло находиться дерево или другой предмет, за который можно было ухватиться
- 7 ноября 1824 года уровень воды поднялся на 421 см. Именно это стихийное бедствие описано А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»
- 23 сентября 1924 года вода поднялась до отметки 380 см.
Эти наводнения относятся к катастрофическим (таковым считается наводнение, когда уровень воды поднимается выше 3 метров).
В Петербурге более 20 памятных знаков, указывающих на уровень воды во время наводнений. Самый «центральный» — возле Синего моста на Исаакиевской площади. Также знак есть в Невских воротах Петропавловской крепости и на здании бизнес-центра GS Group на Петроградке. Увидите отметку на Большой Морской, 33 в Летнем саду на здании Дворца Петра I и на других строениях.
Сегодня угроза наводнений практически решена благодаря строительству Комплекса защитных сооружений, в простонародье — дамбе, которая отделяет ту часть Финского залива, где находится Санкт-Петербург. Одновременно дамба стала автомобильной магистралью для доступа в Кронштадт и для связи двух берегов залива.
Но и сегодня остаются проблемы. Во-первых, во время закрытия дамбы вся вода в акватории Невы и части Финского залива оказывается «запертой». В то время, когда дамба закрыта, поток воды из Невы не прекращается. В результате даже при закрытой дамбе уровень воды на территории Санкт-Петербурга продолжает постепенно подниматься. Таким образом, закрывать дамбу на продолжительный период (несколько дней) нельзя.
Негативное влияние на данный эффект также оказывает уменьшение зеркала Финского залива в пределах дамбы. В частности, начиная с 2006 года, ведется так называемый намыв, то есть засыпка побережья западной части Васильевского острова для строительства новых жилых кварталов. В результате площадь воды, куда стекает Нева, стала значительно меньше.
В 2018 году было предложено создание искусственного земельного участка и строительство, так называемых «Лахтинских Дубаев», — новых искусственных островов в Финском заливе. Однако пока эта идея отметена учеными, поскольку это приведет к ещё большему уменьшению площади зеркала.
Во-вторых, при закрытии дамбы прекращается судоходство по Морскому каналу. Порт Санкт-Петербурга оказывается отрезанным от внешнего мира. Если большие грузовые суда могут с финансовыми потерями, но подождать пару дней, то для пассажирских судов закрытие дамбы обычно ведет к изменению расписания или отмене рейсов. В частности, постоянно от закрытия дамбы страдает паром «Принцесса Анастасия», пассажиры которого либо не могут отправиться в поездку из-за закрытия судопропускных сооружений, либо вынуждены несколько часов или дней во время шторма оставаться на борту.
поделиться: |
поделиться: |