Большеохтинский мост
поделиться: |
Левый берег Невы, исторический центр Санкт-Петербурга и старинный район Охту соединяет Большеохтинский мост. Он перекинут от Смольной и Синопской набережных к Свердловской набережной на Малой Охте. Мост имеет длину 335 метров и ширину 23,5 метра.
Содержание
Развод моста в 2023 году
Большеохтинский мост разводится с 2:00 до 5:00.
Карта
История района Охта
На правом берегу Большой Невы, напротив Смольного собора расположен старейший район Петербурга — Охта. Протекающая здесь река Большая Охта, впадающая в Неву, делит местность на 2 части — Большую Охту — на правом берегу реки и Малую Охту — на левом берегу. Поселения на Охте появились задолго до основания Петербурга, о чем упоминается в летописи 1300 года. Новгородцы построили здесь свой сторожевой пост, а позже эта местность 2 раза переходила шведам.
1 мая 1703 года русские войска под руководством фельдмаршала Шереметева приступом взяли крепость Ниеншанц и это было началом завоевания устья Невы. И хотя район Охты был удобным для обозрения и не затоплялся при наводнениях, Петр Великий начал возводить город на Заячьем острове, а на Охте стали строиться промышленные предприятия, в том числе корабельная верфь, пороховой завод и пильная мельница, развивался и молочный промысел. Существует легенда, что Петр приказал наделить жителей Охты выгонными землями и выписал холмогорских и голландских породистых коров для снабжения столицы молоком. О тяжелой жизни охтинских рабочих в этом промышленном районе поется в народной песне:
Кто на Охте не живал,
Тот и горя не знает,
А мы жили-поживали,
Все горе узнали.
Народная любовь к Малой Охте выразилась в пословице: «Малая Охта — Большая любовь».
Связь с Охтой осуществлялась путем самоходных паромов, так называемых самолетов, переправляться на которых было дорогим удовольствием и не всем было доступно, о чем народ сочинил песню:
Из-под Смольного на Охту
Очень дорог перевоз.
Уж как я свою милую
На ручонках перенес.
История
В 1829 году при разработке перспективного плана развития Петербурга Николай I обозначил необходимость строительства переправы из центра Санкт-Петербурга в рабочую Охту. Из-за недостатка денежных средств решение этой проблемы было отложено и повторно вопрос был поднят лишь в 1860-х годах. Охту решили соединить с Петербургом не только переправой, но и административно. Возникли споры по поводу расположения моста, поскольку каждому хотелось, чтобы он строился рядом с его предприятием, а лодочники и паромщики не хотели терять свою работу и всячески препятствовали началу строительства. И только 5 июня 1884 года Городской Совет принял решение о строительстве Большеохтинского моста от Смольного собора до верфи Крейтона, в районе бывшего Петрозавода, о чем было сказано «Признать Охтинский пригород, подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу».
1 сентября 1901 года был объявлен международный конкурс на проект переправы. 16 представленных проектов были отклонены из-за их несоответствия техническим условиям и строительство моста откладывалось. Только после трагического случая, когда весной 1907 года при переправе на Охту затонуло судно «Архангельск» и погибли люди, государь отдал приказ не затягивать строительство переправы. Тогда из 4-х представленных внеконкурсных работ был выбран проект «Свобода судоходству», выполненный профессором Николаевской инженерной Академии полковником Г. Г. Кривошеиным и военным инженером подполковником В. П. Апышковым. Закладка переправы состоялась 26 июня 1909 года накануне 200-летия Полтавской битвы, триумфатором которой был Петр Первый и поэтому мост назвали именем императора Петра Великого. Переправа строилась быстро и была открыта 26 октября 1911 года. Руководил строительством сам автор проекта Г. Г. Кривошеин, разводной пролет и механизм развода выполнил Петербургский Металлический завод, а подрядчиком выступила варшавская строительная фирма.
Мост имеет 3 пролета и оригинальность ему придают два боковых пролета длиной по 136 метра с гигантскими металлическими арками в виде крыш. Эти пролеты были уникальными для России и Европы. Центральный пролет имеет длину 48 метров, его крылья разводятся вертикально и двигаются вокруг неподвижных горизонтальных осей. Хотя идею раскрывающегося вверх пролета впервые высказал и обосновал академик А. И. Дмитриев, воплотил ее в жизнь автор проекта Г. Г. Кривошеин. Механизмы подъема могли всего за 30 секунд поднять крылья.
Построенный мост резко отличался от Литейного и Троицкого. Он имел всего 3 пролета и средний из них был украшен высокими гранитными башнями — маяками, увенчанными фонарями в виде кубов, к которым примыкали небольшие башенки, напоминающие средневековые крепостные башни. Опоры и спуск к воде у левобережной опоры покрыты гранитом. На гранитных башнях установлены мраморные доски с именами строителей, создавших этот шедевр.
После революции мост был переименован в «Большеохтенский», а в 1954 году по правилам орфографии его стали называть «Большеохтинским». В 1990-е годы выполнена реконструкция, в ходе которой среди прочих работ были заменены разводной пролет и подъемные механизмы. В 1997 году мост был открыт, а после выполнения художественной подсветки в 2000 году, когда было установлено более 1300 светильников мощностью до 1000 ватт, он стал выглядеть сказочным.
Эйфелева башня и Большеохтинский мост
Как не удивительно, но между этими совершенно разными гигантскими сооружениями есть сходства:
- Как и Эйфелева башня, мост построен из клепаных конструкций, то есть из металлических конструкций, элементы которых соединяются заклепками
- Современники называли переправу уродливой и громоздкой и ругали ее точно также, как и парижане — Эйфелеву башню. А сейчас Эйфелева башня — символ Франции, а Большеохтинский мост считается одним из самых красивых в мире. Это грандиозное сооружение весом 9 000 тонн металла имеет длину 335 м. Для сравнения: Эйфелева башня вместе с антенной имеет высоту 324 м, вес металлических конструкций — 7 300 тонн, а общий вес 10 100 тонн.
Золотая заклепка
Сразу после возведения переправы по городу пошли слухи, что одна из более, чем миллиона заклепок моста золотая. Строители поставили золотую заклепку на счастье, покрыв ее сверху металлической пленкой, что значительно усложнило поиски.
Как не старались любопытные петербуржцы, так и не нашили золотую заклепку. Поскольку проверить эту легенду невозможно, будем считать, что это правда.
Вот уже более 100 лет Большеохтинский мост является транспортной магистралью Санкт-Петербурга и одной из достопримечательностей Северной столицы, неотделимой от ее облика.
поделиться: |
поделиться: |