Корабль «Полтава»

поделиться: |
Главный экспонат Морского музея Амстердама — точная копия парусника «Амстердам» в натуральную величину. Это не настоящий корабль, а его копия. Поэтому посетители могут смотреть, ходить по всем палубам и трогать все, что захочется. Есть несколько интерактивных стендов, рассказывающих о жизни на борту, торговле и стрельбе из пушек. Мальчики, особенно увлеченные техникой, приходят в восторг от этого экспоната-аттракциона.
В 2012 году в Санкт-Петербурге решили создать такой же экспонат, который будет копией нашего корабля «Полтава» времен Петра I.
В течение пяти лет велось строительство. Те, кто увлечен морем и флотом, могли побывать на верфи и увидеть, как создается парусник по технологиям Петровской эпохи.
Парусник «Полтава» — это первый линейный 54-х пушечный корабль Балтийского флота, построенный в Адмиралтействе мастером Федосеем Скляевым. Пётр I постоянно курировал работу и вносил дополнения и изменения в проект.
Содержание
Адрес стоянки
Санкт-Петербург, посёлок Лахта, улица Береговая 19 литера А.
Корабль «Полтава» на карте
Как доехать до корабля «Полтава»
Верфь корабля «Полтава» находится далеко от центра города. Поездку сюда можно совместить с осмотром других достопримечательностей Санкт-Петербурга в этом районе. Если вы путешествуете на автомобиле, то вполне реально совместить экскурсию с отдыхом на пляже Курорт (летом) или осмотр музея Шалаш Ленина (в любое время года). Рядом находится строящаяся башня Лахта центра (планируемая высота 463 метра), которая особенно впечатляюще смотрится в тёмное время. По пути можно заехать в аквапарк «Питерлэнд».
На автомобиле
Ехать по Приморскому шоссе до Лахты, повернуть у парковки торгово-выставочного центра «Гарден-Сити» на Лахтинский проспект, затем следовать до Бобыльской улицы, повернуть направо — к яхтенному порту «Геркулес»
На автобусе
- На метро до станции метро «Беговая» [схема метро Петербурга 2025], затем на автобусе 216, 216А, 101А, 211, 303, 120 или 112 до остановки «Лахта центр».
- Перейти дорогу по светофору, пройти в направлении области 100 метров и свернуть налево на улицу Бобыльская, следовать до здания яхтенного порта «Геркулес».
Экскурсии
Экскурсии временно не проводятся в связи с реконструкцией территории порта.
История
Во время Северной войны Россия покупала тяжелые корабли в Европе и сама строила свои суда в Воронеже, Олонце, на Малой и Большой Ладоге. В 1704 году начинается строительство Адмиралтейства и через два года первое судно «Орёл» было спущено на воду.
Парусник с 54 пушками на борту «Полтава» построен в 1712 году. Это был первый линейный (артиллерийский) корабль, что говорило о мастерстве русских мастеров и о том, что Россия становится мощной морской державой.
Имя дано в честь места, где 8 июля 1709 года была разгромлена шведская армия в важном сражении Северной войны.
В течение двух столетий «Полтава» вместе с другими кораблями Балтийского флота участвовала в шести морских компаниях.
Характеристики
Длина судна более 130 английских футов (39,82 метра), ширина — более 38 футов (11,69 метров), глубина трюма — 15 футов (4,6 метров). Водоизмещение - до 1300 тонн. Толщина обшивки корпуса равнялась 5 дюймам (12,7 см).
Вооружение
Главным на судне было артиллерийское вооружение, состоящее из 22-х 18-фунтовых, 20-и 12-фунтовых и 12-и 6-фунтовых пушек. Был запас холодного и огнестрельного оружия, которое использовалось в абордажном бою и во время десантных операций.
Экипаж
Морская служба была очень трудной и поэтому на флот набирались, в основном, рекруты из северных приморских областей Российской империи. Штат судна составлял 300 человек при оборонительных действиях флота и до 460 человек — при наступлениях, но очень часто состав был значительно меньше. Матросы жили в тесноте, в полной антисанитарии, их одежда часто была мокрой, что приводило к простудным и инфекционным заболеваниям. Пётр Первый интересовался жизнью матросов, старался улучшить их быт. К 20-м годам XVIII века условия на флоте значительно улучшились.
Строительство
Идея построить копию судна была высказана в 2013 году председателем Совета директоров ОАО «Газпром» Алексеем Борисовичем Миллером. Яхт-клуб Санкт-Петербурга создал верфь вблизи Лахтинской гавани и в 2014 году началось строительство корабля «Полтава» в натуральную величину.
Проблема состояла в том, что почти никаких документов, кроме чертежа мидель-шпангоута, не сохранилось. Мидель-шпангоут — это сечение корпуса вертикальной поперечной плоскостью, расположенное на половине длины судна.
Руководил строительством судна Михаил Плеханов.
Реплика строилась из липы, сосны, лиственницы и дуба. Всего на строительство судна ушло 2000 деревьев. Особенно трудно было найти вековые дубы, поскольку деревья большого диаметра сохранились в основном в заповедных зонах. Диаметр такого дуба достигал метра. Многие детали на историческом судне выполнялись из цельного массива, а в созданной копии пришлось использовать метод склеивания из-за невозможности найти дубы такого большого диаметра.
Для крепежа применялись деревянные гвозди и кованные болты. Все десять парусов сшиты вручную, площадь самого маленького — 49 кв. метров, а самого большого — 228 кв. метров.
Применялись и методы нашего времени: чертежи рисовали на компьютерах, а для обработки дерева использовали инструмент и пропитку нашего времени.
С 1 мая 2014 года по верфи проводились экскурсии и посетители могли увидеть, как в XXI веке строится парусник Петровской эпохи по технологии начала XVIII века.
Судно спущено на воду в День города 27 мая 2018 года. В том же году во время парада в честь Дня ВМФ линейный 54-пушечный корабль «Полтава» стоял у стенки в Каботажной гавани. В Кронштадт он был прибыл путем буксировки.
В День города 28 мая 2019 года судно было пришвартовано напротив Эрмитажа.
С 3 июля 2019 года и до середины месяца легендарный парусник, пришвартованный на Английской набережной, можно было осмотреть во время экскурсии.
Описание
На верхней палубе корабля Полтавы воссоздан штурвал, здесь же — адмиральская каюта и камбуз (в то время камбуз назывался поварнёй). Внутри адмиральского салона — подвесная кровать, похожая на гамак. Эти кровати очень быстро убираются и не мешают нести службу. На таких же кроватях спали все моряки и офицеры.
Спустившись ниже, Вы окажитесь на орудийной палубе, где стояли пушки и механизм для спуска якорного каната. Каждая чугунная пушка весила 2 тонны 796 кг. Основание, на котором стояла пушка, и сама палуба окрашивались в красный или кирпичный цвет, чтобы кровь раненых и убитых артиллеристов не отвлекала внимание остальных бойцов.
Ещё ниже — трюм, где невозможно выпрямиться в полный рост. Здесь жили мастеровые. В отдельной камере был запас пороха. На этой же палубе хранились и съестные припасы.
В самом низу судна — санитарное помещение, где находились бочки с водой или песком, камнями для балансирования.
Строители корабля Полтава хотели донести до нас то, как выглядело судно XVIII века. Трудно представить, что судно строилось топорами и молотками без подъёмных кранов и компьютерного моделирования. Корпус украшен деревянными резными элементами. Интересны аллегорические сюжеты на бортах и корме, но особенно красив декор на носу.
Официальный сайт
поделиться: |
поделиться: |
рейтинг: 5 голосов: 9