Икона «Богоматерь Одигитрия», Дионисий и мастерская

Икона Богоматерь Одигитрия, Дионисий и мастерская, около 1502

поделиться:

Начиная с 1480-х годов Дионисий был самым почитаемым иконописцем Москвы. Неслучайно талантливый мастер и его мастерская получили заказ на создание иконостаса Успенского собора. В 1482 году ему поручили ещё одну очень важную работу — Дионисий отреставрировал на старой доске Икону Богоматерь Одигитрия, чудом уцелевшую после пожара в конце XV века (эта икона хранится в Третьяковской галерее).

В зале №4 Русского музея находится икона Богоматерь Одигитрия, выполненная в мастерской Дионисия для иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в 1502–1503 годах.

В отличие от иконы «Богоматерь умиления» («Мария печальная») Дионисий создает другой, царственный и торжественный образ Марии. Она с гордостью представляет своего сына Иисуса Христа, который напутствует всех людей. Для классической московской иконы характерны утонченные черты, изысканные пропорции, в её композиции все продумано. Мы видим благословляющий жест Иисуса в самом центре иконы.

Отметим тягу мастера к украшениям. На одежде Марии бахрома и драгоценные камни. Икона Богоматерь Одигитрия создана в мастерской Дионисия в то время, когда московское княжество становится московским царством и Иоанн Васильевич (Иван IV) венчается на царство. А дед Ивана Грозного Иван III, как мы помним, женился на византийской принцессе, племяннице последнего императора Византии Константина XI Палеолога. Почитанием императорской Византии и объясняется наличие в её одежде узоров, яркого цвета и византийских орнаментов.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.