Выборгский трамвай
поделиться: |
Памятник Выборгскому трамваю появился в августе 2018 года в День города и сразу полюбился его жителям и гостям.
Памятник трамваю в сквере у Театральной площади — это точная копия вагона шведско-немецкой фирмы ASEA, который ходил по Выборгу с 28 сентября 1912 года до 1 апреля 1957 года. В вагонах вмещалось 30-34 человека. В данном вагоне было 16 сидячих и 18 стоячих мест. Первоначально трамвайные вагоны были жёлтого, позже — красного цвета.
Вагон начала XX века удачно вписался в часть Театрального сквера, получившего название «Трамвайный».
Копия трамвая того времени изготовлена на Выборгском судоходном заводе. Причем это не просто стоящий пустой вагон, а кафе. Рядом мы видим две бронзовые скульптуры — мальчик-безбилетник, катающийся на «сцепке» и вагоновожатый, который стоит у входа в Выборгский трамвай.
Система управления находилась с обеих сторон вагона, двери были распашные. Внутри салона располагались длинные деревянные скамейки, на каждой из которых умещалось по восемь человек. Для проветривания наверху открывались световые фонари, а также центральное окно, которое было по размерам меньше, чем два других соседних.
Скорость движения составляла 15–20 км/час, а интервалы между рейсами — в среднем 7 минут. Самый «тяжелый» участок находился на Екатерининской улице (сейчас Крепостная), где перепад высоты составлял 1 к 11 и 1 к 12. Часто Выборгский трамвай не мог подняться в гору, и пассажирам приходилось выходить из вагона, чтобы его подтолкнуть.
На конечной станции вагоновожатый переходил из одной стороны трамвая в другую, перекидывался бугель токоприемника. Стоимость проезда составляла 15 пеней для взрослых и 10 — для детей. Чтобы сэкономить, на одну марку можно было купить 8 жетонов для проезда, что давало экономию в 20 марок.
Выборгский трамвай был востребованным видом транспорта, хотя извозчики не были рады его появлению. В первые годы (в 1912 и в 1913) перевозилось по семь тысяч пассажиров ежедневно, а население Выборга в то время составляло 28–29 тысяч. В год перевозилось более двух миллионов человек.
В конце 20-х годов число перевезенных пассажиров удвоилось. Первый рейс начинался около 7 утра, а последний заканчивался около 10-и вечера.
Памятник стоит на исторических рельсах, хранившихся в бывшем депо. Колея под трамваем у´же, чем колея в Санкт-Петербурге, её ширина составляет 1 метр, а петербургской — 1,5 метра.
В 1957 году, когда трамвайное движение в Выборге было ликвидировано, сохранившиеся вагоны отправили в Пятигорск и Калининград, где колея такого же небольшого размера.
Спустя 60 лет Выборгский трамвай вернулся в город. Памятник используется как кафе, в которое можно войти, погреться, выпить чашечку кофе и пойди вновь гулять по красивому городу.
Карта
поделиться: |
поделиться: |