Сайменский канал и круизы Выборг — Лаппеенранта
поделиться: |
В России построено несколько каналов, о которых мы знаем из школьной программы. Но мало кому известен Сайменский канал, соединивший Балтийское море с озером Сайма в Финляндии. А между тем, это единственный в России искусственный водный путь, связывающий Россию с другим государством.
Фактически, Сайма — это не одно озеро, а водное пространство, состоящее из 187 888 озер.
Построенный в XIX веке водный путь имел 28 шлюзов, его протяженность составляла 57,3 км, причем, 31 км были прорыты, остальная часть канала проходила по озерам. Сайменский канал значительно сократил торговый путь между Карелией и Саволаксом и поэтому имел большое значение для экономического развития этих территорий.
Саволакс — так называлась провинция Саво, когда Финляндия входила в состав Швеции.
Круизы по Сайменскому каналу (Выборг — Лаппеенранта)
В основном канал используется для грузовых перевозок, но в летний период по нему также ходят круизные суда.
Можно отправиться в короткое путешествие и осмотреть канал за пять часов. Кроме того, туристические фирмы организуют круизы продолжительностью один или два дня, включающие обзорные экскурсии по Выборгу и Лаппеэнранте.
Стоимость проезда по маршруту Выборг — Лаппеенранта и Лаппеенранта — Выборг составляет 60–70 евро (в одну сторону). Стоянка корабля, отправляющегося в круиз по Сайменскому каналу, находится около Выборгского замка (на другом берегу протоки).
Ориентировочная стоимость круиза на одного человека с учетом проезда на автобусе из Санкт-Петербурга до Выборга и обратно составляет:
- На один день — от 119 евро
- На два дня — от 200 евро.
Карта Сайменского канала
Сайменский канал — описание
В настоящее время Сайменский канал имеет 8 шлюзов, длина сооружения составляет 42,9 км, из них 19,6 км проходит по России и 23,3 км — по территории Финляндии. Ширина водного пути от 34 до 55 метров.
Сайменский канал доступен для плавания речных, озерных и морских судов, период навигации составляет в среднем девять месяцев. Максимальные габариты судов: длина — 82 метра, ширина — 12,2 м, осадка — 4,35 м, высота — 24,5 м.
На территории Финляндии находится три шлюза, на территории России — пять, а самый большой из них — Малкия, это первый шлюз со стороны Финляндии. Высота подъема в этом шлюзе 12,4 м, а самый маленький шлюз — Цветочный, здесь перепад высот 5,5 метров. Как правило, шлюзование в каждом из шлюзов занимает не более 10 минут.
Вместе с тем, для тех, кто прошел на теплоходе по Волго-Балтийскому каналу, шлюзы Сайменского канала не произведут большого впечатления. Для сравнения — шлюз №6 Пахомовского гидроузла — самый высоконапорный и глубокий шлюз Волго-Балта, высота его подъема составляет 20 метров.
Сайменский канал — строительство
Мысль соединить Выборгский залив и озеро Сайма впервые пришла губернатору Выборга Эрику Туресону Бьелке. По его инициативе в начале XVI века был прорыт так называемый Старый канал длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. Примерно через 100 лет была предпринята вторая безуспешная попытка соединить залив с озером.
Уровень Финского залива на 76 метров ниже уровня озера Сайма и, чтобы соединить их, необходимо было построить шлюзы. Однако, в то время технических возможностей для их сооружения не было, а без них канал мог превратиться в реку с порогами и быстрым течением.
Очередные проекты были предложены при Екатерине II и Николае I, но каждый раз на реализацию идеи не хватало средств. И наконец в 1835 году, когда губернатором Великого Финляндского княжества был Александр Меншиков, начались изыскания по строительству. Проект был одобрен Николаем I и в 1845 году начались строительные работы.
Сайменский канал был построен в сентябре 1856 года, когда российским государством правил Александр II. В память о двух императорах, поддержавших грандиозное, по тем временам, строительство, имена Николая I и Александра II выбиты на гранитных плитах на финском и русском языках. О важности построенного Сайменского канала говорит тот факт, что перед началом Первой Мировой войны за период навигации по нему проходило 13 тысяч судов, перевозивших 700 тысяч грузов.
Вместе с тем, возможности водного пути были ограничены — по нему могли пройти суда только небольших размеров. Но начинать новую стройку в то время было невозможно из-за отсутствия средств и нестабильности, как в экономике, так и в политике.
После Второй Мировой войны канал оказался разделенным на две части, принадлежащих СССР и Финляндии. В середине 50-х годов, когда экономика Финляндии стала восстанавливаться, для дальнейшего развития ее юго-восточной части потребовался удобный выход к морю. Чтобы использовать для этой цели Сайменский канал, необходимо было отстроить его заново.
В 1962 году было подписано соглашение, в соответствии с которым часть Сайменского канала, расположенная на территории СССР, вместе с прилегающей территорией передавалась на 50 лет в аренду Финляндии. С 1963 по 1968 год прошла реконструкция канала, в результате которой возможности сооружения, в том числе и шлюзовых камер, были значительно увеличены.
В 2011 году подписан новый договор, согласно которому в последующие 50 лет Сайменский канал, как единый комплекс, будет также находиться под управлением Финляндской республики.
Сайменский канал очень красив — он проходит через скалы и озера, над ним перекинуты мосты, некоторые из них разводятся. С борта теплохода открываются великолепные пейзажи. Круиз по каналу часто совмещают с осмотром достопримечательностей Выборга. Также эти места популярны у рыбаков, здесь водятся щука и окунь, озерный лосось и налим, семга и форель.
Сайменский канал — официальный сайт
vayla.fi
Туроператоры — круизы по Сайменскому каналу
- www.saimaatravel.fi
- www.karelialines.fi
- www.saimaanristeilyt.fi
поделиться: |
поделиться: |
рейтинг: 3.5 голосов: 4