Купеческая гавань в Кронштадте
поделиться: |
До сооружения Морского канала суда не могли пройти из Финского залива в Санкт-Петербург и останавливались на острове Котлин, в гаванях Кронштадта. Купеческая гавань служила местом для перегрузки грузов с морских торговых судов на небольшие. Практически весь товарооборот Санкт-Петербурга в 60–80-е годы XIX века приходился на Кронштадт.
Кроме того, Купеческая гавань была местом зимовки торговых судов. Для того, чтобы зимние бури не повредили корабли, специальный кран снимал мачты, а весной они вновь устанавливались. На берегу можно увидеть памятник — сохранившийся подъемный кран XIX века.
Карта
Рыбные ряды
На берегу Купеческой гавани располагались рыбные ряды. Первоначально это были торговые лавки, в которых продавали рыбу, а в 1828 году для торговли было построено каменное здание желтого цвета с белыми колоннами в стиле классицизма.
В летнее время торговля шла с лодок, стоявших у берега в 5–6 рядов. Хозяйки перепрыгивали с лодки на лодку, выбирая товар по вкусу. В продаже был окунь, язь и хариус, лещ и щука, угорь и судак. Также предлагали корюшку, миногу и ряпушку, сига и лосося. До середины XIX века в Неве еще водились осетр и стерлядь. Рыба элитных сортов стоила 2 рубля, а остальная — 70 копеек.
Голландская кухня
Одна из достопримечательностей Кронштадта — здание Голландской кухни, расположенное между Итальянским прудом и Купеческой гаванью. Сейчас это каменное здание, а первоначально строение было деревянным и предназначалось для приготовления пищи для экипажей кораблей, стоявших в гаванях Кронштадта.
Готовить пищу на самих кораблях запрещалось в целях пожарной безопасности. Голландская кухня состояла из 4 отделений, где варили пищу для экипажей судов. Провизия и вода, дрова и котлы были судовыми, коки приносили их с собой. Каждое отделение имело печь, рассчитанную на два котла вместимостью 10 ведер каждый.
Русские коки, в основном, готовили пищу в местных трактирах. Это происходило по той причине, что в постные дни еда варилась на подсолнечном масле, от которого при нагревании исходил резкий запах. Коки иностранных судов бесцеремонно выливали еду в море и часто по этой причине возникли ссоры и драки.
За пользование кухней со всех судов, независимо от того, пользуются они кухней или нет, власти города взимали портовый сбор. Его размер зависел от вместимости судна. Эти сборы приносили существенный доход в бюджет Кронштадта.
В 1913 году Голландская кухня Кронштадта была приспособлена под здание первой в городе электростанции. В настоящее время строение передано ВМФ России и используется как склад.
поделиться: |
поделиться: |