Павильон Грот в Царском Селе
поделиться: |
Павильон Грот был сооружен при Елизавете Петровне в 1755–1756 годах по проекту обер-архитектора Бартоломео Растрелли. Строительство и оформление интерьеров выполнил надворный советник Иван Росси. Грот стал первым павильоном, построенным на берегу Большого пруда.
Во времена Елизаветы стало модно украшать залы раковинами и туфом и такая комната была в Большом дворце, но из-за сырости ее пришлось уничтожить. И тогда был построен павильон Грот, окруженный с трех сторон водой, внутри похожий на пещеру, покрытую раковинами и морскими камушками.
Существует предание, что на убранство Грота ушло 210 тысяч крупных раковин и почти 300 кг мелких ракушек. Был ли павильон украшен раковинами, вопрос спорный. Если идея Растрелли и была исполнена, то просуществовала она недолго, поскольку известно, что вскоре внутреннее помещение павильона было оформлено лепкой в классическом барочном стиле.
Фасады были также выполнены в стиле барокко, в их оформлении использовали сложно сгруппированные колонны, разорванные фронтоны и рельефные стены. Настоящим украшением стал восьмигранный купол, над которым во времена Растрелли возносился деревянный резной фонтан, из которого «струилась вода», также вырезанная из дерева.
Все оформление Грота было посвящено прославлению водной стихии: круглые окна обрамляли пышные композиции с изображением голов Нептуна, раковин и дельфинов, амуров с сосудами, из которых лилась вода. Разметавшиеся волосы и бороды Нептуна говорят о встречном ветре и стремительности движения владыки морей. Капители колонн и пилястр состоят из сплетенных хвостами маленьких дельфинов и масок Нептуна.
В 1780-х годах при Екатерине II, когда в искусстве стали преобладать иные идеалы и вкусы, павильон был перестроен архитектором Антонио Ринальди. Не стало убранства из раковин, убрали балюстрады со статуями и пристань с будкой, изменилось и назначение Грота.
Павильон стали называть Утренним залом, поскольку Екатерина II проводила здесь утренние часы, читая и занимаясь делами. Теплыми вечерами она также любила проводить время в Гроте, слушая военные марши, доносившиеся из Зала на острову.
В 1780-х годах в павильоне были установлены ажурные кованые решетки на дверях и окнах, напоминавшие тончайшее кружево.
В павильоне разместили коллекцию античного искусства: скульптуры, вазы и слепки, среди которых была и знаменитая статуя Вольтера, выполненная скульптором Жаном Гудоном, изображающая великого мыслителя сидящим в кресле. Екатерина II писала, что «с тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть Утреннюю залу ходят караванами». Павильон часто называли залой «антиков».
Французский философ Вольтер был другом Екатерины II и его скульптура простояла в павильоне до 1791 года. Но после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана и скульптура философа была вывезена из Царского села. В 1831 году А. С. Пушкин, работавший с архивами над историей Петра Первого, обнаружил её зажатой среди книжных полок в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа.
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало не сильно. Вместе с тем, при освобождении города Пушкина саперы обнаружили внутри Грота часовой механизм подрыва, соединенный с двумя 250-килограммовыми бомбами. Провода также вели к заминированному Зубовскому флигелю, Камероновой галерее и Екатерининскому дворцу. Саперам удалось вовремя перерезать провода и уничтожить подрывников.
Павильон Грот — это одно из самых оригинальных сооружений Екатерининского парка, в настоящее время в нем организуются временные выставки.
Карта
Стоимость билетов в Грот в Царском Селе в 2024 году
Вход бесплатный.
Смотрите также
поделиться: |
поделиться: |