Спас на Крови: режим работы и цена билетов, метро и история
поделиться: |
Храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Он построен в память об Александре II, погибшем 1 марта 1881 года на набережной канала Грибоедова (ранее Екатерининский канал).
Содержание
Ближайшее метро к храму Спас на Крови
Ближайшее метро — «Невский проспект», выход на канал Грибоедова. При выходе из метро подойти к каналу, справа вы увидите купола «Спаса на крови».
Спас на Крови на карте
Адрес
Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2а
Режим работы храма Спас на Крови в 2024 году
- С 10:00 до 18:00
- Выходной день — среда
- С 1 мая по 30 сентября собор открыт в вечернее время с 18:00 до 21:30 без экскурсионного обслуживания (смотрите стоимость посещения в вечернее время). Выходной день — среда
Стоимость билетов в Спас на Крови в 2024 году
- взрослые — 450 рублей
- дети (до 7 лет) — бесплатно
- дети (от 7 до 18 лет) — 200 рублей
- студенты России и Белоруссии — 200 рублей
- пенсионеры России и Белоруссии — 200 рублей
- студенты зарубежных стран (необходимо предъявить карту ISIC) — 270 рублей
- Спас на Крови в вечернее время — 600 рублей
- можно оплатить Пушкинской картой
Обзор храма-музея Спас на Крови
По указанию Александра III и решению Синода на месте гибели императора набережная была перекрыта массивом здания собора (храм построен на месте гибели), более того — пришлось засыпать часть набережной и сузить канал, что хорошо видно, если смотреть с Невского проспекта.
Над участком мостовой, где был смертельно ранен император Александр II, была сделана сень — резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы. Здесь хранится звено чугунной решетки Екатерининского канала, на которую опирался император, а также плиты тротуара и часть булыжной мостовой, где пролилась его кровь.
В народе Александра II называли Царем-Освободителем. Среди многих его реформ и достижений — отмена крепостного права в России и победа в русско-турецкой войне 1877–1878 годах, которая принесла освобождение балканским народам от турецкого ига.
Особенность храма Спаса на Крови — для оформления, кроме богатого мозаичного убранства, использовались полудрагоценные камни. Так, мраморный иконостас украшает изумительная резьба, имитирующая деревянную.
Мраморный пол итальянской работы, как драгоценный мозаичный ковер, покрывает всю площадь храма.
Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота составляет 81 метр, вместимость собора — 1600 человек.
Внешнее убранство
Спас на Крови имеет асимметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три полукруглые алтарные апсиды с медными позолоченными куполами — центральная и две малые боковые. С западной части, словно своеобразный монумент, выдвинутый в русло канала, — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом.
Значительная часть фасадов собора оформлена элементами каменного храмового зодчества: аркады (ряд одинаковых по форме и размеру арок) и кокошники, пояски и ширинки (квадратные углубления в стене, внутри которых помещаются изразцы или резные украшения).
Белокаменный декор на фоне красно-коричневого облицовочного кирпича выглядит сказочным затейливым кружевом.
Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из тёмно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года).
Одна из самых знаменательных досок — восьмая, об освобождении в 1861 году крестьян от крепостной зависимости.
Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. Впечатление нарядности усиливают синяя, желтая, белая и зеленая черепица, а также золоченые и эмалевые кружева. При всей вычурности и пестроте наружного убранства декор Спаса на Крови отличается самым высоким мастерством исполнения.
На фоне строгой архитектуры Северной столицы храм кажется игрушкой. В этом и прослеживается сходство с собором Василия Блаженного в Москве.
Купола
Устремленность храма вверх создают его девять куполов с высокими ажурными крестами. В живописной композиции особенно выделяется центральный шатер, завершенный небольшой главкой. Именно он, за счет своей высоты (81 метр), усиливает впечатление ориентированности Спаса на Крови ввысь.
Число 81 соответствует году гибели Александра II — 1881. Второй по величине купол возвышается над мостовой на 63 метра. Эта цифра — возраст императора на момент гибели. Историки считают это простым совпадением, поскольку цифра 81 получилась случайно. Высота храма в то время измерялась аршинами, и она составляла 38 аршин, как и высота колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Купол колокольни и малые главы апсид покрыты золоченной медью.
Во внешнем оформлении автор проекта, архитектор Парланд использовал мотивы убранства русских церквей XVII века. Одно из его смелых и необычных решений — использовать ювелирную эмаль для оформления куполов Спаса на Крови. Ей были покрыты пять глав площадью около 1000 кв. метров.
Шатры, скаты крылец и алтарные апсиды выложены глазурованной черепицей четырех цветов. Барабан центрального шатра украшают 120 изразцов.
Кресты на главах созданы из золоченной бронзы, а крест над колокольней увенчан царской короной.
Колокола
На звоннице храма Спаса на Крови было установлено 14 колоколов разных размеров. 13 из них, весом 593 пуда, были отлиты на Колокольно-литейном заводе П. Н. Финляндского в Москве. Самый большой колокол весом 1100 пудов приобретен в 1896 году на Нижегородской выставке.
Колокола были сняты в январе 1931 года, затем их переплавили. Согласно легенде, жители Ленинграда беспокоились, что кресты, как и колокола, тоже отправят на переплавку и спрятали их на дне канала Грибоедова. Когда храму уже ничего не угрожало, кресты долго не могли найти. Об их местонахождении реставраторам, по преданию, рассказал случайный прохожий. Кресты подняли со дна канала и вернули на свое место.
Мозаики
Мозаики Спаса на Крови — одна из крупнейших в Европе. Площадь мозаичного покрытия на стенах храма более 7 тысяч квадратных метров.
Интересно, что в конкурсе на выполнение мозаичного убранства приняли участие многие известные компании, в том числе европейские, но победила Первая частная мозаичная мастерская Александра и Владимира Фроловых. Образцы мозаик, набранные в мастерской братьев Фроловых, выдержали испытание в зимних условиях Санкт-Петербурга. А кроме того, Александр Фролов предложил быструю, удешевленную технологию мозаичного набора и обеспечивающую высокое качество работ.
Над созданием роскошного убранства Спаса на Крови трудились лучшие художники — Нестеров, Васнецов, Рябушкин и другие, более 30 человек.
Святые Иаков, Евфимий и Евстафий» мозаика по оригиналу А. Ф. Афанасьева на кокошнике
Западный фасад
Западный фасад храма обращен к каналу Грибоедова (ранее Екатерининскому). С этой стороны к основному массиву собора примыкает колокольня. Особый акцент при оформлении сделан на иконе «Распятие», выполненной по рисунку Парланда.
Образ спасителя стал аллегорией жертвенного подвига царя-мученика. Фигура Христа беспомощна, его глаза опущены, на лице — страдание. Драматизм мозаики усугубляет минорная гамма цветов — тёмно-серого, оливкового и жёлтого.
По рисункам художника Михаила Нестерова выложены мозаики, обрамляющие западное окно колокольни. Над окном в полуовале мы видим несомый ангелами платок со Спасом Нерукотворным.
Слева от окна изображена молящаяся Богоматерь, справа — Святой Иоанн.
Над крыльцами колокольни в треугольных фронтонах мозаичные панно, созданные Василием Васнецовым, посвященные евангельским сюжетам, а именно — самым страшным моментам земной жизни Христа. На тимпанах представлены сцены «Несение креста» (северное крыльцо), «Распятие» (северо-западное), «Снятие с креста» (южное) и «Сошествие во ад» (юго-западное крыльцо).
В квадратных углублениях колокольни с трёх сторон основания 134 мозаичных герба всех губерний и областей Российской империи и некоторых уездов, что подтверждало скорбь всего народа и то, что здание строила вся Россия. Мозаичные гербы создавались по эскизам художника Петра Черкасова.
Южный фасад
Со стороны Невского проспекта расположен южный фасад Спаса на Крови. В его кокошнике хорошо видна мозаичная композиция «Христос во славе», созданная художником Николаем Кошелевым. Эта мозаика — одна из лучших в храме.
Фигура Христа занимает центральное место в композиции. В левой руке Спаситель держит Евангелие, правая поднята для благословения. Справа от Господа — святой Николай Мирликийский (небесный покровитель императоров Николая I и Николая II), слева — святой Александр Невский (небесный покровитель императора Александра II) с моделью собора в руке.
Центральную часть южного и северного фасада колокольни занимают сцены прославления Богочеловека. С южной стороны в окружении гербов — мозаика «Богоматерь с Предвечным младенцем и предстоящими святыми Иоакимом и Анной», созданная по оригиналу художника Н. А. Бруни.
Мозаика «Богоматерь с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми Иоакимом и Анной» по оригиналам Н.А. Бруни
Северный фасад
Со стороны северного фасада расположен современный вход в храм. Первоначально вход, как и полагается в православной церкви, осуществлялся через двери с западной стороны.
В кокошнике северного фасада можно увидеть мозаичную композицию, выполненную Михаилом Нестеровым «Воскресение Христово». В белых погребальных пеленах с высоко поднятым крестом идет Господь от виднеющейся вдали открытой гробницы. Слева — фигура ангела с развернутыми крыльями.
Центральную часть колокольни занимает мозаичная икона «Деисус» («Спаситель с Богоматерью и Иоанном Предтечей») по эскизу Василия Беляева. Христос здесь представлен на троне, в величии славы, в архиерейском облачении.
Восточный фасад
Глядя на восточный фасад Спаса на Крови от Михайловского сада наиболее сильно ощущается его устремленность ввысь. Восточный фасад образуют три полукруглые алтарные апсиды с небольшими главками, покрытыми золоченной медью.
В центральной апсиде расположена мозаика, созданная по эскизу Парланда «Благословляющий Спаситель». В тимпанах кокошников — иконы русских святых, мучеников и иерархов Церкви.
Частью архитектурного ансамбля является и причудливая кованая ограда, отделяющая территорию храма от Михайловского сада. Полукруглая ограда длиной 250 метров — одна из самых красивых в Санкт-Петербурге. Её создали на заводе Карла Винклера.
С одной стороны, ограда Михайловского сада соответствовала стилю начала XX века, а с другой стороны, она напоминает древне-русские «травные» росписи. Кажется, что чугунное кружево решетки парит в воздухе, не опираясь на гранитный постамент.
Спас на Крови внутри
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это повлияло на его убранство, поражающее своей красотой. Впервые в истории русской архитектуры мозаика стала доминантой внутреннего оформления. Внутри она почти полностью покрывает стены, пилоны, своды и купола.
В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов (керамической плитки), выполненных лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.
Мозаичные композиции и орнаменты чередуются в определенном ритме, заполняя пилоны и стены храма, плавно переходят на изогнутые поверхности его арок, сводов и плафонов куполов.
Особенность мозаичного убранства храма — неповторимость узоров. Декоративная композиция состоит из геометрических фигур, восточных арабесок, но более всего здесь растительных мотивов — фантастических деревьев и букетов из экзотических растений. Изобразительным началом этих рисунков является стебель — символ жизни.
Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина, Н. Н. Харламова и В. В. Беляева.
В придании храму торжественного и нарядного облика исключительную роль сыграло и каменное убранство. Для декоративного оформления интерьера использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Талант и мастерство камнерезов позволили показать всю красоту и особенность природного камня и сделать постройку настоящим музеем камнерезного искусства.
В храме Спаса на Крови два композиционных центра. В восточной части — алтарь, где сосредоточены мозаики с изображением деяний Спасителя после Воскресения, в западной части — мемориал с тематикой Голгофской драмы.
Алтарь
Центральное место в оформлении алтаря занимает величественный образ Иисуса Христа, представленный в мозаиках «Евхаристия» и «Христос во славе», выполненные по эскизам Николая Харламова.
Мозаика «Евхаристия» заполняет всю алтарную стену центральной апсиды. В центре — Спаситель, ангелы, склонили над ним опахала и серафимы — орудия страстей (серафимы — самые сильные и могущественные ангелы). Две группы апостолов идут навстречу Господу. Совершается таинство Евхаристии, символизирующее жертву Спасителя. Оно связано с основным обрядом литургии — причастием, когда хлеб и вино чудесным образом превращаются в плоть и кровь Господа.
Эту мозаику посетители могут увидеть, когда приоткрыты алтарные ворота.
Мозаика «Христос во славе» заполняет поверхность алтарного свода. Спаситель предстает во всей полноте своей Славы, как Властитель, олицетворяющий единство мира Божественного и земного.
Иконостас
Иконостас своей формой напоминает древнерусские невысокие алтарные преграды. От него и солеи (солея — возвышение пола перед алтарем) широкий центральный неф ведет к мемориальной зоне — месту смертельного ранения императора Александра II и возвышающейся над ним шатровой сенью.
Изящная резьба по камню в иконостасе выполнена так мастерски, что создается полное впечатление резьбы по дереву.
Центральное место в иконостасе занимают две иконы, выполненные Васнецовым, это «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель», расположенные по обе стороны от Царских ворот. В глазах Богоматери печаль, предчувствие утраты, тревога коснулась и лика Младенца. Спаситель величаво сдержан и сосредоточен, в левой руке Господа — раскрытое Евангелие со словами обращения к людям — возлюбить других, как себя. Правая рука застыла в благословляющем жесте.
Эти иконы, а также иконы клиросных киотов «Святой Александр Невский» и «Воскресение Христово» набраны особой смальтой, краски которой отличались глубиной цвета и богатством оттенков.
Рядом с иконами Васнецова в иконостасе расположены мозаики, созданные по эскизам Нестерова «Вознесение Христа» и «Воскресение Христово».
Иконостас: «Спаситель» — мозаика по оригиналу М.В. Васнецова и «Воскресение Христово» — мозаика по оригиналу М.В. Нестерова
Цоколь иконостаса сделан из красно-коричневого с белыми прожилками мрамора, выше — более светлый камень и затем использованы оранжевый и жёлтые тона. Завершает иконостас ажурный орнамент из белого мрамора.
Сень
Это место особенно значительно в храме после алтаря. Над фрагментом булыжной мостовой по проекту Парланда была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.
Своды сени выполнены в византийском стиле: на тёмно-синем фоне звёзды, напоминающие цветы, снежинки, полумесяцы, которые набраны кантарелью (золотой смальтой).
Тёмно-синяя мозаика сводов сеней изображает траурное небо, два экзотичных дерева, увитых лианами и экзотичными цветами, склоняются над кокошниками.
Тёмно-синяя мозаика сводов притворов у сеней изображает траурное небо, два экзотичных дерева увитых лианами и экзотичными цветами, склоняются над кокошниками
Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
В нижней части сени воспроизведён фрагмент ограды Екатерининского канала, колонны из серо-фиолетовой яшмы и балюстрады из орлеца
В тематике мозаичных икон у сени проведена параллель между Христом, искупающим своими страданиями грехи человека, и погибшим во имя спасения России Александром II. В северной арке над сенью находится мозаика «Распятие», созданная по оригиналу Беляева. Ключевым в мозаичном оформлении мемориальной части храма является образ «Положение во гроб», автором которого является также Беляев.
Своды и купола
На всех сводах Спаса на Крови присутствует голубой цвет. Он акцентирован и в плафоне центрального купола с изображением Пантократора.
Плафон центрального купола с изображением Пантократора — благословляющий жест рук Господа и раскрытое Евангелие со словами «Мир вам» обращены к каждому находящемуся в храме
Благословляющий жест рук Пантократора и раскрытое Евангелие со словами «Мир вам» обращены к каждому находящемуся в храме. Вседержатель окружен восемью серафимами (ангелами высшего чина). Кажется, что господь, подхваченный их крыльями, парит над посетителями.
Живописный оригинал этой мозаики создал Николай Харламов. В центре юго-западного купола — «Иоанн Креститель», мозаика, созданная также по его оригиналу.
Пол
Пол площадью 600 кв. метров покрыт 45-ю мозаичными коврами из итальянского мрамора. Причем, декоративные мотивы ни разу не повторяются. Общим фоном, объединяющим каменные орнаменты, служит темно-зелёный серпантин. Узоры и арабески набраны мозаичным способом из разноцветных мраморов ярких и сочных тонов в Генуе фирмой «Нови».
Полы из разноцветных мраморов созданы в 1903-1905 годах фирмой «Нови» в Генуе, воссозданы в последние годы
История храма Спас на Крови
1 марта на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) было совершено очередное покушение на Александра II. Раненого императора привезли в Зимний дворец, где он скончался.
Эта трагедия так потрясла все слои населения, что уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Александр III высказал пожелание воздвигнуть на набережной Екатерининского канала храм-памятник, напоминающий о мученической смерти императора и вызывающий чувство скорби.
Звено чугунной решетки Екатерининского канала, на которую опирался император, плиты тротуара и часть булыжной мостовой были сохранены в часовне на Конюшенной площади.
Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Именно архимандрит Игнатий и предложил назвать собор «Во имя светлого Воскресения Христова».
Спас на Крови возводился 24 года с 1883 по 1907 год. При строительстве применялись новейшие технологии того времени:
Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга не использовался свайный фундамент. Чтобы вода из канала не проходила под храм, по контуру будущего здания были устроены деревянные шпунтовые перемычки, ограждающие фундамент и находящиеся на расстоянии 6,5 метров от котлована. Пространство между рядами шпунта заполнили гидроизолятором (сухой кембрийской глиной). Образовавшийся глиняный замо́к надежно защищал котлован от потопления грунтовыми водами со стороны Михайловского замка и фильтрационными со стороны канала.
После проведения земляных работ было построено сплошное бетонное основание толщиной 1,2 метра. Выше этой «подушки» выполнили сплошную бутовую кладку на цементном растворе. Фундаменты под стенами выкладывались из особого известняка, добывавшегося в Путилове неподалеку от Петербурга. Стены возводились из кирпича завода «Пирогранит», удостоенного за свою продукцию серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, сверху их облицевали зигерсдорфским кирпичом, привезенным из Германии. Для облицовки цоколя использовался гранит.
- Для защиты Спаса на Крови от молний в качестве громоотводов использовались кресты центральной главы и колокольни
- В храме установлена оригинальная система воздушного отопления. В подвале поставили два паровых котла, в отдельных отсеках — восемь калориферов. Теплый воздух поступал в помещение через отверстия, прикрытые декоративными решетками, а главный купол обогревали чугунные батареи
- Собор Воскресения Христова имел достаточно редкое в то время электрическое освещение. Было предусмотрено три его вида: дежурное, обычное и парадное, а всего собор освещали 1689 электроламп
- Парланд предусмотрел и то, как будут в храме очищать от пыли мозаики и как будут менять лампы в паникадилах. Он спроектировал систему лебедок, установленных на чердаках. К их тросам, спускавшимся через отверстия в куполах, подвешивалась специальная люлька.
В июле 1897 года на центральную главу подняли крест.
Чтобы построить колокольню, на набережной был устроен выступ шириной 8 метров. В 1899 году на звоннице установили четырнадцать колоколов различной величины.
19 августа 1907 года состоялось торжественная церемония освещения храма, на которой присутствовал Николай II и его супруга Мария Федоровна.
Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди. Вход осуществлялся по пропускам.
В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение разобрать его по частям и взорвать. Работы предполагалось осуществить в 1941 году, но с началом Великой Отечественной войны взрывники были отправлены на фронт и храм был спасён.
Во время блокады в соборе размещался морг. После прорыва блокады строение приспособили под картофелехранилище, поэтому в народе его стали называть «Спасом на Картошке». В этом не было никакой иронии: картофель спас тысячи ленинградцев от голодной смерти.
После войны в здании хранились декорации Малого оперного театра (в настоящее время Михайловский театр).
В 1961 году в центральном куполе был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Он пролежал здесь, не разорвавшись со времен Великой Отечественной войны — целых 20 лет! 150-килограммовый снаряд пробил купол, но застрял в перекрытии свода. Отсюда его извлекала бригада саперов и реставраторов. Снаряд был взорван в районе Пулковских высот.
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении.
В 1971 году храм Спас на Крови передается на баланс музея «Исаакиевский собор», и через год начинается его масштабная реставрация, продлившаяся 25 лет. Леса очень долго стояли вокруг собора, и в народе говорили, что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение, но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.
После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.
Телефон
Смотрите также
Официальный сайт
Административно является частью Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
поделиться: |
поделиться: |