Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

поделиться:

Содержание


Витебский вокзал в Санкт-Петербурге был построен для первой Царскосельской железной дороги и является первым вокзалом в России. Он является памятником истории, построен в стиле модерн и восхищает своей архитектурой и внутренним убранством.



Ближайшее метро к Витебскому вокзалу

Ближайшие станции метро — «Пушкинская» на красной линии (1-ая линия) или «Звенигородская» на фиолетовой линии (4-ая линия).

Поезда прибывают на второй этаж здания. Чтобы попасть в метро нужно сначала спуститься на первый этаж, затем выйти на улицу. Вход в метро находится в отдельном павильоне, который находится справа от вокзала, если идти от поездов.



Адрес

Загородный проспект, дом 52


Карта

Витебский вокзал (Санкт-Петербург) на карте

Витебский вокзал (Санкт-Петербург)

увеличить карту


Как добраться до Витебского вокзала

Быстрее всего можно добраться на метро. Ближайшие станции метро — «Пушкинская» и «Звенигородская». Большая скорость и отсутствие пробок делают этот путь самым надежным. По прибытию на станцию следуйте по указателям «выход к Витебскому вокзалу».

Также можно доехать наземным транспортом — на автобусах, трамваях и троллейбусах. Мы не рекомендуем добираться на наземном транспорте, поскольку движение центре города очень напряженное, в часы пик возможны огромные пробки. Можно рекомендовать пользоваться наземным транспортом только в случае большого запаса времени, либо ночью.



На автомобиле. Непосредственно перед зданием со стороны Загородного проспекта расположена платная парковка. Стоимость парковки 100 рублей в час. С 2022 года парковка на близлежащих улицах парковка платная, 100 рублей в час для легковых автомобилей.

Расписание электричек с Витебского вокзала на сегодня (онлайн табло)





Расписание поездов с Витебского вокзала на сегодня (онлайн табло)



Кафе

  • Chiken Inn
  • Горячая выпечка
  • Столовая Комфорт
  • Хот Дог Бар
  • Шеф Кебаб
  • Кофе

В двух шагах, на Загородном проспекте находятся недорогие кафе и рестораны:

  • Макдональдс (Загородный 45А)
  • Чебуречная «Брынза» (Гороховая 79)
  • Бабушкины пироги (Загородный 48)
  • Бургер Кинг (Загородный 45)

Магазины

  • Великолукский мясокомбинат
  • Зенит (фирменный магазин футбольного клуба)
  • Сувениры (4 магазина)
  • Вещи по 190
  • Введенская лавка
  • Попутчик
  • Продукты
  • Fix Price

Рядом находятся недорогие магазины:

  • Пятерочка (Загородный 35)
  • Дикси (Гороховая 56)

Банкоматы

  • Сбербанк
  • ВТБ


Услуги

  • Кассы
  • Камеры хранения
  • Зал ожидания
  • Туалеты
  • Wi-Fi бесплатно



История

15 апреля 1836 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского села. Дорогу начали строить 1 мая 1836 года под руководством выдающегося чешского и австрийского инженера, профессора Венского политехнического института Франца Герстнера. Станцию планировали возвести у набережной Фонтанки, но денег на ее строительство не хватило и возвели временное деревянное здание на Семеновском плацу у Загородного проспекта, на месте расположения станции метро Пушкинская. Это была деревянная платформа и скромное здание для пассажиров с примыкающими к нему служебными помещениями. 30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие железной дороги и она сразу стала достопримечательностью — толпы народа приходили посмотреть на прибывающий паровоз и испуганно затыкали уши, услышав его свист. Вскоре сигнальные свистки заменили на маленькие органчики и слух встречающих стали радовать приятные мелодии.

Здание станции прослужило 12 лет и после того, когда Общество Царскосельской железной дороги выкупило участок земли у Введенского канала, было решено построить новое строение в один ряд с корпусами казарм по Загородному проспекту. В 1849–1852 годах по проекту архитектора Константина Тона было возведено новое каменное здание станции, которое позже в 1874–1875 годах перестраивалось и расширялось.

В 1900–1904 году по проекту академика архитектуры Станислава Бржозовского с участием инженера Симы Минаша возводится новое здание. 1 августа 1904 года оно было торжественно освящено.



Архитектура и убранство

Это было первое общественное здание, построенное в стиле модерн. Группировка крупных объемов зданий была асимметричной — в зависимости от их функционального назначения, что было необычно для того времени и его внутренние детали также создавались исходя из рациональных соображений.

Вертикальными доминантами здания являются часовая башня с изображением рельефов сов и вестибюль с металлическим куполом. Главный фасад — северный, выходящий на Загородный проспект и идущий от башни с часами с левой стороны до вестибюля и полукруглого перехода к западному фасаду справа. На главном фасаде устроен ризалит — выступающая часть здания, на которой размещена большая витражная арка. Над парадным входом изображены гербы Санкт-Петербурга и Витебска. Дебаркадер имеет арочное перекрытие, его элегантные железные клепаные конструкции украшены цветочным декором.

Вестибюль — это главный зал комплекса с высотой потолка более двадцати метров и увенчанный металлическим куполом. Главной доминантной зала является парадная лестница с мраморными перилами и бронзовыми вставками, в пролете которой установлен бюст императору Николаю I, внесшему значительный вклад в строительство железных дорог в России. Зал освещается электрическими светильниками и естественным светом, приникающим через витражные окна, расположенные по всем стенам. Среди украшений — зеркала и блестящие латунные ручки, на стенах — орнамент и лепнина с изображением женских головок и Меркурия — бога торговли и путешествий.

В залах расположены панно с изображениями истории Царскосельской железной дороги, Петропавловской крепости и порта Одессы работы художников В.И. Быстренина и С.И. Дудина, Н.С. Самокиша и Е.П. Самокиш-Судковской. Почти все конструкции здания украшены художественной ковкой.

Кроме своей удивительной архитектуры здание поражало пассажиров такими приспособлениями как лифты и транспортеры и широким использованием электричества. Это единственный вокзал, в котором рельсы расположены на уровне второго этажа, поскольку насыпь, на которую укладывали пути, подняли почти на 5 метров.

Для императорской семьи был проложен третий железнодорожный путь, Введенский канал засыпали и построили Императорский павильон, от которого отправлялись важные персоны. Сейчас на этом месте находятся платформы пригородного сообщения.

К 300-летию Северной столицы была проведена реставрация комплекса, в ходе которой был восстановлен купол и обновлен лепной орнамент, воссоздано императорское кафе и отреставрирован металлодекор, были восстановлены элементы первоначального проекта по сохранившейся исторической документации.



Происхождение названия

  • С 1837 года — Царскосельский по названию железной дороги до Царского села
  • С 1918 года — Детскосельский, переименован одновременно с изменением именем Царского села на Детское
  • С 1935 года — Витебский вокзал по названию города Витебска, до которого была продлена железная дорога еще в 19 веке


Интересные факты

  • 30 октября 1837 года в первый рейс по Царскосельской железной дороге отправился паровоз Проворный с 8 вагонами, машинистом которого был инженер и руководитель строительства Франц Герстнер, а среди пассажиров — император Николай I и другие почетные гости. Поезд двигался со средней скоростью 51 км в час и через 35 минут прибыл в Царское село, а максимальная скорость составляла 64 км в час. Встречающие были потрясены этим событием и встречали поезд криками "Ура". К 150-летию Царскосельской железной дороги в стеклянном павильоне установлен макет паровоза Проворный
  • К 170-летию российских железных дорог на Витебском вокзале в Световом зале установлен памятник создателю Царскоселькой линии Францу Антону фон Герстнеру. Он изображен в полный рост и в руках держит макет паровоза Проворный. Имеется также мемориальная доска, посвященная выдающемуся инженеру
  • Здание послужило съемочной площадкой для почти 150-ти фильмов и клипов, в том числе таких известных как «Вокзал для двоих», «Исаев» и «Статский советник».


Телефон справочной

8 (800) 775-00-00 (бесплатно с территории России).



Витебский вокзал в Санкт-Петербурге удивляет гостей своей красотой. Здание в стиле модерн относится к памятникам архитектуры мирового значения и имеет большую художественную ценность.

поделиться:

поделиться:

рейтинг: 5 голосов: 5




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.