Витебский вокзал в Санкт-Петербурге
поделиться: |
Содержание
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге был построен для первой Царскосельской железной дороги и является первым вокзалом в России. Он является памятником истории, построен в стиле модерн и восхищает своей архитектурой и внутренним убранством.
Ближайшее метро к Витебскому вокзалу
Ближайшие станции метро — «Пушкинская» на красной линии (1-ая линия) или «Звенигородская» на фиолетовой линии (4-ая линия).
Поезда прибывают на второй этаж здания. Чтобы попасть в метро нужно сначала спуститься на первый этаж, затем выйти на улицу. Вход в метро находится в отдельном павильоне, который находится справа от вокзала, если идти от поездов.
Адрес
Загородный проспект, дом 52
Карта
Как добраться до Витебского вокзала
Быстрее всего можно добраться на метро. Ближайшие станции метро — «Пушкинская» и «Звенигородская». Большая скорость и отсутствие пробок делают этот путь самым надежным. По прибытию на станцию следуйте по указателям «выход к Витебскому вокзалу».
Также можно доехать наземным транспортом — на автобусах, трамваях и троллейбусах. Мы не рекомендуем добираться на наземном транспорте, поскольку движение центре города очень напряженное, в часы пик возможны огромные пробки. Можно рекомендовать пользоваться наземным транспортом только в случае большого запаса времени, либо ночью.
На автомобиле. Непосредственно перед зданием со стороны Загородного проспекта расположена платная парковка. Стоимость парковки 100 рублей в час. С 2022 года парковка на близлежащих улицах парковка платная, 100 рублей в час для легковых автомобилей.
Расписание электричек с Витебского вокзала на сегодня (онлайн табло)
Расписание поездов с Витебского вокзала на сегодня (онлайн табло)
Кафе
- Chiken Inn
- Горячая выпечка
- Столовая Комфорт
- Хот Дог Бар
- Шеф Кебаб
- Кофе
В двух шагах, на Загородном проспекте находятся недорогие кафе и рестораны:
- Макдональдс (Загородный 45А)
- Чебуречная «Брынза» (Гороховая 79)
- Бабушкины пироги (Загородный 48)
- Бургер Кинг (Загородный 45)
Магазины
- Великолукский мясокомбинат
- Зенит (фирменный магазин футбольного клуба)
- Сувениры (4 магазина)
- Вещи по 190
- Введенская лавка
- Попутчик
- Продукты
- Fix Price
Рядом находятся недорогие магазины:
- Пятерочка (Загородный 35)
- Дикси (Гороховая 56)
Банкоматы
- Сбербанк
- ВТБ
Услуги
- Кассы
- Камеры хранения
- Зал ожидания
- Туалеты
- Wi-Fi бесплатно
История
15 апреля 1836 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского села. Дорогу начали строить 1 мая 1836 года под руководством выдающегося чешского и австрийского инженера, профессора Венского политехнического института Франца Герстнера. Станцию планировали возвести у набережной Фонтанки, но денег на ее строительство не хватило и возвели временное деревянное здание на Семеновском плацу у Загородного проспекта, на месте расположения станции метро Пушкинская. Это была деревянная платформа и скромное здание для пассажиров с примыкающими к нему служебными помещениями. 30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие железной дороги и она сразу стала достопримечательностью — толпы народа приходили посмотреть на прибывающий паровоз и испуганно затыкали уши, услышав его свист. Вскоре сигнальные свистки заменили на маленькие органчики и слух встречающих стали радовать приятные мелодии.
Здание станции прослужило 12 лет и после того, когда Общество Царскосельской железной дороги выкупило участок земли у Введенского канала, было решено построить новое строение в один ряд с корпусами казарм по Загородному проспекту. В 1849–1852 годах по проекту архитектора Константина Тона было возведено новое каменное здание станции, которое позже в 1874–1875 годах перестраивалось и расширялось.
В 1900–1904 году по проекту академика архитектуры Станислава Бржозовского с участием инженера Симы Минаша возводится новое здание. 1 августа 1904 года оно было торжественно освящено.
Архитектура и убранство
Это было первое общественное здание, построенное в стиле модерн. Группировка крупных объемов зданий была асимметричной — в зависимости от их функционального назначения, что было необычно для того времени и его внутренние детали также создавались исходя из рациональных соображений.
Вертикальными доминантами здания являются часовая башня с изображением рельефов сов и вестибюль с металлическим куполом. Главный фасад — северный, выходящий на Загородный проспект и идущий от башни с часами с левой стороны до вестибюля и полукруглого перехода к западному фасаду справа. На главном фасаде устроен ризалит — выступающая часть здания, на которой размещена большая витражная арка. Над парадным входом изображены гербы Санкт-Петербурга и Витебска. Дебаркадер имеет арочное перекрытие, его элегантные железные клепаные конструкции украшены цветочным декором.
Вестибюль — это главный зал комплекса с высотой потолка более двадцати метров и увенчанный металлическим куполом. Главной доминантной зала является парадная лестница с мраморными перилами и бронзовыми вставками, в пролете которой установлен бюст императору Николаю I, внесшему значительный вклад в строительство железных дорог в России. Зал освещается электрическими светильниками и естественным светом, приникающим через витражные окна, расположенные по всем стенам. Среди украшений — зеркала и блестящие латунные ручки, на стенах — орнамент и лепнина с изображением женских головок и Меркурия — бога торговли и путешествий.
В залах расположены панно с изображениями истории Царскосельской железной дороги, Петропавловской крепости и порта Одессы работы художников В.И. Быстренина и С.И. Дудина, Н.С. Самокиша и Е.П. Самокиш-Судковской. Почти все конструкции здания украшены художественной ковкой.
Кроме своей удивительной архитектуры здание поражало пассажиров такими приспособлениями как лифты и транспортеры и широким использованием электричества. Это единственный вокзал, в котором рельсы расположены на уровне второго этажа, поскольку насыпь, на которую укладывали пути, подняли почти на 5 метров.
Для императорской семьи был проложен третий железнодорожный путь, Введенский канал засыпали и построили Императорский павильон, от которого отправлялись важные персоны. Сейчас на этом месте находятся платформы пригородного сообщения.
К 300-летию Северной столицы была проведена реставрация комплекса, в ходе которой был восстановлен купол и обновлен лепной орнамент, воссоздано императорское кафе и отреставрирован металлодекор, были восстановлены элементы первоначального проекта по сохранившейся исторической документации.
Происхождение названия
- С 1837 года — Царскосельский по названию железной дороги до Царского села
- С 1918 года — Детскосельский, переименован одновременно с изменением именем Царского села на Детское
- С 1935 года — Витебский вокзал по названию города Витебска, до которого была продлена железная дорога еще в 19 веке
Интересные факты
- 30 октября 1837 года в первый рейс по Царскосельской железной дороге отправился паровоз Проворный с 8 вагонами, машинистом которого был инженер и руководитель строительства Франц Герстнер, а среди пассажиров — император Николай I и другие почетные гости. Поезд двигался со средней скоростью 51 км в час и через 35 минут прибыл в Царское село, а максимальная скорость составляла 64 км в час. Встречающие были потрясены этим событием и встречали поезд криками "Ура". К 150-летию Царскосельской железной дороги в стеклянном павильоне установлен макет паровоза Проворный
- К 170-летию российских железных дорог на Витебском вокзале в Световом зале установлен памятник создателю Царскоселькой линии Францу Антону фон Герстнеру. Он изображен в полный рост и в руках держит макет паровоза Проворный. Имеется также мемориальная доска, посвященная выдающемуся инженеру
- Здание послужило съемочной площадкой для почти 150-ти фильмов и клипов, в том числе таких известных как «Вокзал для двоих», «Исаев» и «Статский советник».
Телефон справочной
8 (800) 775-00-00 (бесплатно с территории России).
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге удивляет гостей своей красотой. Здание в стиле модерн относится к памятникам архитектуры мирового значения и имеет большую художественную ценность.
поделиться: |
поделиться: |
рейтинг: 5 голосов: 5