Исаакиевский собор: история, архитектура, внутреннее убранство и интересные факты

поделиться:

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — образец русского культового искусства. Высота постройки — 101,5 метра, площадь 4 тысячи квадратных метров, вмещает до 12000 человек. До революции 1917 года собор был главным кафедральным храмом города, после 1937 года стал музеем.



История строительства Исаакиевского собора

Строительство Исаакиевского собора связано с именем Петра I и созданием Адмиралтейства, где трудились 10000 человек. Для исполнения религиозных обрядов для них и для жителей мастеровых слобод был необходим храм, поскольку переправа на другой берег в собор Святых Петра и Павла занимала много времени.

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Пётр венчался с Екатериной Алексеевной, будущей Императрицей Екатериной Первой.

Первая Исаакиевская церковь (макет)

Первая Исаакиевская церковь (макет)

В 1717 году было начато возведение новой каменной церкви, но, как оказалось позже, место для строительства было выбрано неудачно. Здание соорудили в 80–90 метров западнее Адмиралтейства и в 20–25 метрах от Невы. В то время берега Невы не были укреплены гранитом, что вызвало оползание грунта и, как следствие, трещины в стенах и сводах здания. К тому же, в 1735 году храм загорелся от удара молнии и восстановить его было невозможно.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди. После смерти императрицы в 1796 году архитектор покинул Санкт-Петербург, так и не осуществив свой труд, продолжавшийся 30 лет. Закончил строительство при Павле Первом придворный архитектор Винченцо Бренна. Но замысел Ринальди сильно исказили. Строение выглядело приземистым, наполовину мраморным, наполовину кирпичным, не соответствующим парадному облику центра столицы.

Третий Исаакиевский собор (макет)

Третий Исаакиевский собор (макет)

После войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Император требовал построить здание на прежнем месте и сохранить алтари предшествующего, считая, что сносить их было бы оскорбительным для памяти основателей. Выбор он остановил на проекте с пятью главами в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Исаакиевский собор, бюст Огюста Монферрана из мрамора, гранита, порфира, сланца и кварцита

Бюст Огюста Монферрана из мрамора, гранита, порфира, сланца и кварцита

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет, за это время сменилось аж три государя. Неужели Монферран не хотел побыстрее завершить строительство и угодить монаршему заказчику?

Сохранилось предание, что некий заезжий ясновидящий предсказал Монферрану, что он умрет, как только закончит строительство. Шутники даже глумились: «Вот поэтому он так долго собор и строит!». Но каково же было удивление горожан, когда спустя месяц после официального освящения Исаакия пророчество исполнилось: Монферран неожиданно умер, ничем не болея.

В завещании архитектор просил, чтобы он был погребен в одном из подземных сводов, но Александр II отказал в этой просьбе. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и обиженная вдова Монферрана покинула Россию, забрав тело мужа. Монферран похоронен на кладбище Монмартр в Париже. И французы гордятся, что французский архитектор все-таки вернулся к ним.

Относительно длительного строительства Исаакиевского собора петербуржцы рассказывают. Однажды таксист вез иностранного гостя, и тот похвалился, что в Америке небоскребы за месяц строят. Тогда таксист резко затормозил у собора и сказал удивленно: «Надо же! А еще вчера тут ничего не было!».


Фундамент

Исаакиевский собор стоит на 24 тысячах сваях. Фундамент строили 5 лет, в работах участвовали 125000 человек. Просмоленные сосновые бревна длиной 6,5 метров и диаметром 26–28 см вбивали в котлован для укрепления грунта на расстоянии, равном диаметру сваи. Было вбито 11000 новых свай в дополнение к 13000, оставшимся от старой церкви.

Оригинальным способом Монферран решил задачу среза свай под один уровень. Из котлована, куда забили сваи, перестали откачивать воду, а когда она поднялась до нужного уровня, сваи обрезали по зеркалу воды.

Промежутки между бревнами на глубину одного метра заполнили утрамбованным древесным углем. Сверху на сваи в два ряда уложили гранитные плиты, над которыми выполнили кладку из камня.

Высота фундамента, без учета свайного основания, составила семь метров.


Колонны Исаакиевского собора

Храм с четырёх сторон обрамляют гранитные колоннады. Одновременно с сооружением фундамента в каменоломнях Пютерлакса под Выборгом заготавливали гранитные монолиты для колонн собора. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью.

На специальных баржах монолиты буксировали к Сенатской площади, откуда доставляли на стройплощадку по первому в России рельсовому пути. Здесь блокам придавали нужную форму, шлифовали и полировали. В Исаакиевском соборе 112 колонн, самые высокие и массивные 48 колонн высотой 17 метров и весом 114 тонн установлены на четырёх портиках.

Вопреки практике колонны ставили на портики до возведения стен самого здания, иначе это сделать было невозможно. Установить их вертикально удалось с помощью специальных лесов высотой 22 метра, придуманных инженером Августином Бетанкуром и выполненных мастерами Д. Билингом и братьями Столяровыми.

Исаакиевский собор, модель лесов для установки портиков в 1/16 натуральной величины

Модель лесов для установки портиков в 1/16 натуральной величины

20 марта 1828 года установлена первая колонна. За зрелищем наблюдал Николай I с семьей, а также многочисленные иностранные гости. Установку одной колонны с помощью вращения чугунных воротов выполняли 128 человек в течение 45 минут. Последняя колонна установлена 11 августа 1830 года.

Таким образом, по проекту Монферрана на четырех портиках было установлено 48 колонн:

  • 16 колонн на портике, обращенном к Неве (северный портик)
  • 16 колонн на противоположном южном портике
  • 8 колонн на западном портике
  • 8 колонн на восточном.

Стены и свод

Следующим этапом стало возведение стен храма. Они выкладывались из кирпича, при чем, ряды соединяли между собой коваными железными связями. Толщина северной и южной стен составляет пять метров, а восточной и западной — 2,5 метров. Стены здания облицевали мраморными плитами.

Особенность Исаакиевского собора в двойном сводчатом перекрытии. Кроме кирпичных сводов, толщиной от 1 до 1,25 метра, Монферран решил создать изнутри, на расстоянии 30 см от кирпичного перекрытия, второе — декоративное перекрытие, без конструктивного назначения. Его выполнили из железного каркаса, покрытого металлической сеткой, которую оштукатурили, и покрыли искусственным мрамором. Такая конструкция не использовалась ранее ни в России, ни в Европе.


Купол Исаакиевского собора

Исаакиевский собор — это четвёртое по размеру купольное сооружение в мире. По величине храм уступает соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.

Основание купола было возведено в 1837 году. Затем вокруг него установили 24 колонны весом 60 тонн каждая. Впервые в строительной практике колонны такого размера подняли на высоту 43-х метров. Для этого использовался деревянный настил, построенный внутри здания.

Исаакиевский собор, как и большинство православных церквей, пятиглавый. Главный купол состоит из трех связанных между собой частей: внутренней, средней и наружной. Диаметр наружного купола — 25 метров, внутреннего — 22,15 метра.

Исаакиевский собор, главный купол покрыт позолотой

Главный купол покрыт позолотой

При строительстве купола применены металлоконструкции вместо кирпичной кладки. Это позволило сократить сроки работы по возведению с шести до трех лет, снизить стоимость работ на два миллиона рублей, а также уменьшить вес купола без потери прочности. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакия стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.

Исаакиевский собор, макет купола

Макет купола

На позолоту главного купола и куполов четырех колоколен ушло около 100 килограмм червонного золота. Золочение меди для Исаакиевского собора производилось с 1835 по 1843 год «огневым золочением». Листы меди покрывали амальгамой и нагревали над жаровнями, выпаривая ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Этот метод позволил позолоте купола сохраняться без повреждения полтора века. Венчает купол фонарик с греческим золотым крестом.

Применение «огневого золочения» стоило жизни 60-и рабочим, которые отравились парами ртути.

Поскольку высота собора 101,5 метров, то экскурсии на колоннаду пользуются неизменной популярностью среди туристов. С колоннады открываются виды на центр города: Неву, Дворцовую площадь и Петропавловскую крепость.


Звонницы Исаакиевского собора

Звонницы расположены по углам главного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. Их отливали на заводе Ивана Стуколкина на Малой Охте в 1845-1846 годах. Для отливки с Монетного Двора было отпущено 4 тысячи пудов старинных сибирских пятаков.

Исаакиевский собор, звонница

Звонница

  • В 1848 году на северо-западной колокольне установлен главный колокол весом 30 тонн, украшенный изображениями государей России. Масса языка этого колокола составляла одну тонну.
  • На северо-восточной звоннице установили второй по величине колокол — Воскресный, массой 15 тонн
  • На юго-западной стороне — Полиелейный колокол для благовеста в средние полиелейные праздники
  • На юго-восточной звоннице — восемь колоколов различных размеров.

Большое число жителей Санкт-Петербурга собиралось в Исаакиевском соборе и рядом с ним в дни празднования Светлого Христова Воскресенья, когда после трех выстрелов пушки Петропавловской крепости начинал звенеть главный колокол храма. После звона раздавался звук колоколов звонниц города.

Огромной утратой стало снятие и переплавка колоколов в 30-е годы. В 2012 году принято решение о воссоздании. Первым в декабре этого же года установлен Полиелейный колокол. Затем в декабре 2013 года на юго-восточную звонницу подняли 14 колоколов.

Колокол Благовест весом в 16 тонн подняли на северо-западную звонницу 30 ноября 2015 года. Это самый большой колокол на звоннице храма. Главный колокол первоначально весил 30,5 тонн. Его восстанавливать пока не планируется — на его месте находится лифт.

В день звон колоколов Исаакия горожане могут услышать три раза. В 9:00, во время утренней службы, в 16:00 — во время вечерней, а в полдень одновременно с пушкой Петропавловского собора звонит колокол Благовест, отбивая 12 раз.


Наружное убранство Исаакиевского собора

Храм выделяется своей архитектурой, которая гармонично сочетается с наружной скульптурой. За 14 лет было создано более 300 статуй и рельефов, композиции фронтонов, сводов и барабана главного купола, а также убранство наружных и внутренних дверей.

Исаакиевский собор, Евангелист Матфей за работой с ангелом — символом чистоты деяний и помыслов

Евангелист Матфей за работой с ангелом — символом чистоты деяний и помыслов

Над скульптурным оформлением храма работали П. Клодт и А. Пименов, Ф. Лемер и И. Герман. Но большую часть скульптур в 1841 году Монферран поручил выполнить Джованни Витали.

Статуи и рельефы Исаакиевского собора не только придают пышность его облику, но и объединяют отдельные части здания, зрительно смягчают переход от одной части строения к другой. А кроме того, наружное убранство призвано подчеркнуть мысль о консолидации православной церкви и российской монархии, почитании русских царей как помазанников Божьих.

Скульптурный декор чрезвычайно эффектен, но надо признать, что несколько перегружает фасады здания.

Исаакиевский собор, Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу

Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу

При строительстве было использовано сорок три породы минералов. Цоколь храма облицован гранитом, а стены — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов.

Исаакиевский собор, Евангелист Иоанн с орлом — от его всевидящего ока не смогут укрыться никакие прегрешения

Евангелист Иоанн с орлом — от его всевидящего ока не смогут укрыться никакие прегрешения


Скульптуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.

Исаакиевский собор ангелы установлены по углам собора

Ангелы установлены по углам собора

Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами.

Часть декора Исаакиевского собора, в том числе композиции фронтонов создана методом гальванопластики, который впервые использовался в таком масштабе. Технологию этого метода разработал русский физик Борис Якоби.

С южной стороны мы видим горельеф «Поклонение волхвов», созданный Иваном Петровичем Витали. В центре — дева Мария с младенцем, по сторонам — волхвы с дарами.

Исаакиевский собор, горельеф «Поклонение волхвов» на южном фронтоне Исаакиевского собора

Горельеф «Поклонение волхвов» на южном фронтоне

Горельеф «Воскресение Христа», созданный Филиппом Лемером, расположен на северном фронтоне.

Предоставление этого заказа французскому зодчему Лемеру вызвало недовольство русских мастеров. Так, скульптор Петр Свинцов предложил выполнить совместно с художником Василием Демут-Малиновским горельеф «Воскресение Христа» бесплатно, доказав, что творение русских мастеров может спорить со славой иностранцев, лишенных чувства патриотизма к России. Но Комиссия по строительству в его просьбе отказала.

Исаакиевский собор, горельеф «Воскресение Христа» на северном фронтоне Исаакиевского собора

Горельеф «Воскресение Христа» на северном фронтоне

На восточной стороне фронтон оформлен горельефом «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом».

Представлена сцена из жития св. Исаакия. Изображен момент, когда игумен Далматского монастыря в окрестностях Константинополя Исаакий обращается к императору Валенту, стороннику арианской ереси, предсказывая скорую гибель, если тот не прекратит гонения на православных христиан. Композиция выполнена скульптором Лемером.

Горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» на восточном фронтоне Исаакиевского собора

Горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» на восточном фронтоне

На западном фронтоне горельеф «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия», созданный И. П. Витали.

Исаакиевский собор, Николай I в лице Феодосия, императрица Александра Фёдоровна в лице жены Феодосия и митрополит Серафим в лице Исаакия Далматского — западный фронтон

Николай I в лице Феодосия, императрица Александра Фёдоровна в лице жены Феодосия и митрополит Серафим в лице Исаакия Далматского — западный фронтон

Выполненная скульптором композиция содержит несколько реалистических типажей. Так, в образах Виктора и Сатурнина, приближенных императора, можно увидеть сходство с председателем Комиссии по строительству здания П. М. Волконским и президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу горельефа изображен Монферран в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.

Исаакиевский собор, Монферран с моделью собора в руках не склонил головы

Монферран с моделью собора в руках не склонил головы

По легенде, на торжественном освещении собора присутствовал Александр II. Кто-то из недоброжелателей Монферрана указал монарху на странную сцену в углу фронтона. Все святые пришли к святому Исаакию Далматскому с поклоном, но одна фигура головы не склонила. Напротив, она гордо протягивала Исаакию макет своего творения. В этой фигуре все узнали скульптурный портрет самого Монферрана. «Экий гордец! Смутьян!» – прошептал императору недоброжелатель.

Александр II не любил смутьянов, и когда к нему подвели архитектора, не только не поблагодарил его за труды, но и сделал вид, что не узнал создателя главного собора страны и даже руки не подал.

Во время строительства храма Монферран предлагал Николаю I придать образам императора Феодосия и императрицы Флаксиппы в западном фронтоне портретное сходство с ним и супругой Александрой Федоровной. Но Николай I посчитал это откровенной лестью и отказался.


Исаакиевский собор внутри

Исаакиевский собор называют неофициальным музеем цветного камня. Внутри стены здания и пол выложены плитами русских, итальянского и французского мрамора и поражают красотой. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней — порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора.

Колонны из мрамора в оформлении Исаакиевского собора

Колонны из мрамора

Интерьер выполнен согласно плану Монферрана, который учитывал пожелания Святейшего Синода и утвержден Николаем I.

Исаакиевский собор, скульптуры на барабане главного купола

Скульптуры на барабане главного купола

Значительную роль во внутреннем оформлении играет скульптура, выполненная из бронзы или меди. В соборе десятки мозаичных и живописных картин работ художников: П. В. Басина, Василия Шебуева, Карла Брюллова и Фёдора Бруни.

Исаакиевский собор, роспись «Страшный суд» Фёдор Бруни

Роспись «Страшный суд» Фёдор Бруни

Живопись в храме на аттике, сводах, главном и малых куполах. Стенные росписи и картины посвящены библейским и евангельским темам.

Исаакиевский собор, роспись в аттике «Сотворение мира за 6 дней», Ф.Бруни

Роспись в аттике «Сотворение мира за 6 дней», Ф.Бруни

Внутри Исаакиевского собора более 60 мозаичных произведений русских мастеров площадью 600 квадратных метров, 103 настенные росписи и 52 картины на холсте. Техника росписи своеобразна. Штукатурку пропитывали горячим маслянистым грунтом, затирали пемзой и покрывали белилами на масле. Затем художник наносил масляную краску.

Живописные произведения органично связаны с архитектурой внутреннего пространства. Руководил живописными работами ректор Академии художеств В. К. Шебуев.


Центральный неф и купол

Исаакиевский собор венчает главный купол, который изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе» работы К. П. Брюллова и П. В. Басина. Богоматерь представлена в окружении святых. Цвета композиции светлые и радостные. Через хрустальные окна фонарика открывается доступ солнечным лучам.

Исаакиевский собор, роспись «Богоматерь во славе» Карла Брюллова в центральном куполе

Роспись «Богоматерь во славе»

Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий Святой дух.

Скульптуры в центральном куполе выдержаны в традициях классицизма, убранство сводов — в стиле барокко, а в оформлении дверей использованы элементы итальянского Возрождения.

Внутрь ведут три двери, площадь каждой из них составляет 42 кв. метра при высоте створки 6,8 метров и массе 9,7 тонн. Рельефы дверей, отлитые из бронзы, выполнены И. Витали.

Исаакиевский собор, Большие Западные двери

Большие Западные двери


Иконостас, главный алтарь и приделы

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге украшает иконостас площадью 1125 метров. Слово «иконостас» греческое и означает стену с иконами, разделяющую основную часть храма, где молятся прихожане от алтарной, где находятся священнослужители.

Исаакиевский собор, иконостас

Иконостас

Из трёх иконостасов собора главный, посвященный Исаакию Далматскому, выделяется монументальностью и роскошью убранства. Он расположен по всей ширине храма и имеет длину 45 метров, высоту 25 метров. Облицован белым мрамором и украшен десятью колоннами, покрытыми малахитом. Эти колонны называют апогеем малахитовой эпохи. Высота — 9,5 метров, диаметр — метр. 14632 килограмма малахита пошло на изготовление.

Исаакиевский собор, колонны из зелёного малахита на иконостасе

Колонны из зелёного малахита на иконостасе

Две колонны декорированы бадахшанским лазуритом.

Исаакиевский собор, в центре две колонны, отделанные бадахшанским лазуритом

В центре две колонны, отделанные бадахшанским лазуритом

Главный иконостас решен в классическом стиле — в виде многоярусной трехчастной арки на возвышении и обрамленный балюстрадой. Над центральным иконостасом расположена мозаика по эскизу русского живописца Семена Живаго «Тайная вечеря» и выше его же роспись «Моление о чаше».

Исаакиевский собор, мозаика «Тайная вечеря» (в центре)

Мозаика «Тайная вечеря» (в центре)

Мозаики Исаакиевского собора

Мысль об использовании мозаики для оформления интерьера пришла Монферрану, когда он понял, что в храме невозможно создать температуру и влажность, подходящие для живописи. В 1845 году решили заменить живопись мозаикой.

Мозаика производилась из смальты — сплава стекла с металлическими красителями, от которых зависел цвет. При соединении золота получаются розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета, кобальт используется для создания синих тонов.

Исаакиевский собор, мозаика «Рождество Богородицы» по оригиналу Т. Неффа

Мозаика «Рождество Богородицы» по оригиналу Т. Неффа

Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты 12 тысяч оттенков.

Копирование икон начали с главного иконостаса, и первым мозаичным исполнением стал образ Христа Спасителя в нижнем ряду. За ним выполнили копии других икон нижнего и среднего чинов. В верхнем скопировали в мозаику «Тайную вечерю».

Золоченные бронзовые Царские врата Исаакиевского собора украшены орнаментом, мозаикой «Благовещение» и мозаичным изображением евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе» Петра Клодта, воплощающая канонический образ Иисуса Христа.

Исаакиевский собор, Царские врата и витраж с изображением Христа

Царские врата и витраж с изображением Христа

Главный иконостас восхищает декоративным убранством. Когда же открываются Златые ворота, на фоне голубого неба предстанет одетый в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный изумрудами и аметистами, Воскресший Христос.

Это один из самых больших цветных витражей в Европе, площадь составляет 28,5 кв. метров. Витраж выполнен на мюнхенской витражной фабрике по эскизу немецкого художника Лео фон Кленце.

Витраж «Воскресение Христа» — композиционная доминанта внутреннего оформления Храма. Он занимает почти все пространство алтарного окна, и кажется, что через мгновение Господь войдет в храм.


Малые иконостасы также оформлены живописью, мозаикой и скульптурой.

Иконостас алтаря святой Великомученице Екатерине (расположен справа) венчает скульптурная группа «Воскресение».

Исаакиевский собор, придел Святой Екатерины в Исаакиевском соборе (справа от алтаря)

Придел Святой Екатерины

Иконостас, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому (слева), венчает композиция «Преображение». Обе работы выполнены Н. С. Пименовым.

Исаакиевский собор, придел Святого Александра Невского (действующий храм, слева от алтаря)

Придел Святого Александра Невского (действующий храм, слева от алтаря)

На отделку интерьера Исаакиевского собора ушло 400 кг золота и 1000 кг бронзы. При ближайшем рассмотрении каждая деталь в храме поражает совершенством формы и исполнением. Но интерьер перегружен декором. Пышность и сложность элементов, сверкающая отделка и прихотливые узоры, многоярусные украшения и золоченые орнаменты — все это с трудом воспринимается как единое целое.

Исаакиевский собор, интерьер

Интерьер


С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По легенде, ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

Многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты 43 метров, можно увидеть панораму города.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — символ Северной столицы. Его золоченый купол виден ещё с Финского залива. Обилие, разнообразие и красочность отделки придают сооружению парадный вид.


поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.