Музей Фаберже

Музей Фаберже, парадная лестница

Музей Фаберже, парадная лестница

поделиться:

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге открылся совсем недавно — 19 ноября 2013 года и стал первым частным музеем, в котором экспонируется самая большая коллекция пасхальных яиц фирмы Карла Фаберже, а также уникальная, одна из лучших в мире коллекция декоративно-прикладного искусства.

Содержание

Здесь представлены работы таких прославленных мастеров ювелирного искусства России, как Игнатий Сазиков и Павел Овчинников, Иван Хлебников и Федор Рюкерт.

Уникальная коллекция находится в музее Фаберже благодаря фонду «Связь времен», основанному российским олигархом Виктором Вексельбергом. Увидеть шедевры ювелирного искусства, выполненные лучшими мастерами XIX — начала XX века можно в одном из лучших дворцов Северной столицы — во Дворце Шувалова.

Парадная лестница Дворца Шувалова ведет на 2 этаж, где находятся 11 залов.


Пасхальные яйца Фаберже

Музей Фаберже, парадная лестница

Музей Фаберже, парадная лестница

Синяя гостиная, здесь представлены знаменитые пасхальные яйца Фаберже.

Синяя гостиная — здесь собраны главные шедевры коллекции

Синяя гостиная — здесь собраны главные шедевры коллекции

Среди них 9 яиц с сюрпризами, выполненные по заказу последних Российских императоров — Александра III и Николая II.

Всего за свою историю фирма Карла Фаберже создала 54 пасхальных яйца, в Синей гостиной находится 13 из них.

Ценность коллекции состоит в том, что здесь представлено самое первое пасхальной яйцо «Курочка» и самое последнее яйцо «Орден Святого Георгия».

Пасхальной яйцо «Курочка»

Пасхальной яйцо «Курочка» было изготовлено к пасхе 1885 года по заказу Александра III для императрицы Марии Фёдоровны.

С виду это пасхальное яйцо выглядит просто — оно покрыто белой эмалью, имитирующей скорлупу. Внутри же находится желток из матового золота, а в нём — золотая курочка с рубиновыми глазами, внутри которой — миниатюрная алмазная императорская корона. А в короне — золотое кольцо, позже заменённое по просьбе царя на кулон с рубиновыми глазами.

Подарок пришелся Марии Федоровне по душе, а Густав Фаберже стал ежегодно получать заказы на изготовление пасхальных яиц.

Пасхальное яйцо «Коронационное»

Пасхальное яйцо «Коронационное»

Пасхальное яйцо «Коронационное»

В 1896 году состоялась коронация Николая II. В честь этого события ювелиры фирмы Фаберже изготовили для супруги императора Александры Федоровны пасхальное яйцо «Коронационное».

Копия кареты Екатерины II из пасхального яйца «Коронационное»

Копия кареты Екатерины II из пасхального яйца «Коронационное»

Использовалось разноцветное золото, зеленовато-жёлтая, чёрная и синяя эмаль, бриллианты и подкладка из белого бархата. Внутри яйца находится сюрприз — миниатюрная копия кареты, в которой ехала Александра Фёдоровна на церемонию коронации. Внутри кареты был подвешен миниатюрный изумрудный или бриллиантовый кулон (к сожалению, утерян).

Пасхальное яйцо «Ренессанс»

Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс»

Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс»

Пасхальное яйцо «Ренессанс» в 1894 году Александр III подарил своей супруге Марии Фёдоровне. Это было последнее пасхальное яйцо, подаренное им — в этом же году император скончался.

Яйцо изготовлено в виде шкатулки из прозрачного голубовато-молочного агата. Основание овальной формы выполнено из золота. Шкатулка украшена вкраплениями рубинов и алмазов, на верхней половине из бриллиантов выложена дата создания. Ручки шкатулки сделаны в виде золотых скульптурных львиных голов с кольцами в зубах.

Сюрприз этого яйца считается утерянным. Впрочем, многие исследователи полагают, что им могло быть Пасхальное яйцо «Воскресение Христово».

Пасхальное яйцо «Воскресение Христово»

Яйцо «Воскресение Христово»

Яйцо «Воскресение Христово»

Пасхальное яйцо «Воскресение Христово» создано из горного хрусталя с бордюром из алмазов. Внутри него — скульптура Христа и двух ангелов, стоящих на коленях по обе стороны гробницы. Подставка украшена пятью жемчужинами.

Полагают, что яйцо было сюрпризом для яйца «Ренессанс», поскольку внутренние размеры последнего совпадают с размерами яйца «Воскресение Христово». К тому же, в счёте на «Ренессанс» присутствовал жемчуг, которого не было в его оформлении.

Пасхальное яйцо «Бутон розы»

Пасхальное яйцо «Бутон розы»

Пасхальное яйцо «Бутон розы»

Пасхальное яйцо «Бутон розы» император Николай II подарил на Пасху в 1895 году своей супруге Александре Фёдоровне. Яйцо покрыто прозрачной эмалью земляничного цвета и украшено символами любви и прочности брака — стрелами из алмазов, лиственными гирляндами и венками из зеленоватого золота.

Бутон розы, спрятанный внутри, покрыт жёлтой эмалью. Лепестки цветка раздвигаются при нажатии маленькой кнопки на стебле. В бутоне находились золотая корона с бриллиантами и рубинами, а также кулон с рубином. Оба сюрприза утеряны.

Пасхальное яйцо «Весенние цветы»

Считается, что это пасхальное яйцо было подарено Марии Фёдоровне кем-то из друзей и не относится к императорским. Сверху яйцо покрыто красной эмалью и украшено золотыми завитками. Створки окантованы алмазами, открыть их можно с помощью алмазной защелки.

Внутри находится сюрприз — букет весенних цветов, подснежников, лепестки и пестики которых изготовлены из редких минералов. Дата создания яйца и то, кто его подарил Марии Федоровне, остаются загадками.

Пасхальное яйцо «Ландыши»

Пасхальное яйцо «Ландыши»

Пасхальное яйцо «Ландыши»

Этот подарок преподнес Николай II своей супругу Александре Фёдоровне на пасху 1898 года. Пасхальное яйцо, выполненное из розовой эмали, украшено ландышами, любимыми цветами императрицы. Цветы изготовлены из золота, жемчуга и зелёной эмали.

Если нажать на боковые жемчужины, из верхней части выдвигаются три медальона. На двух нижних изображены княгини Ольга и Татьяна, а на верхнем — портрет Николая II, увенчанный короной с бриллиантами и рубином.

Пасхальное яйцо-часы «Петушок»

Пасхальное яйцо-часы «Петушок»

Пасхальное яйцо-часы «Петушок»

Пасхальное яйцо-часы «Петушок» Николай II заказал для своей матери Марии Фёдоровны. Яйцо покрыто фиолетовой эмалью, циферблат часов украшен алмазами и золотым лавровым венком.

Подставка в виде пьедестала оформлена эмалью, золотом и алмазами. Каждый час или при нажатии кнопки в верхней части яйца ажурная крышка открывается и появляется петушок с настоящими перьями. Он раскрывает клюв, кукарекает и машет крыльями, затем скрывается внутри, крышка закрывается.

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования»

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», в верхнем ярусе — Дом в Гааге, где происходила Первая Мирная конференция (1899), в среднем — Торжественный прием членов Первой Государственной Думы в Зимнем Дворце 27 апреля 1906 года

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования»

В 1911 году исполнилось 15 лет со дня царствования императора Николая II. К этой дате он преподнес своей супруге пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Это единственное яйцо с изображением портретов, а также повествовательных исторических картинок с изображением событий, важных для Николая II и его супруги.

Среди них: коронование в Успенском соборе Кремля, открытие музея Императора Александра III (Русского музея) в Санкт-Петербурге, торжественный прием членов Первой государственной Думы в Зимнем дворце, открытие памятника Петру I в Риге и другие значимые события.

Яйцо герцогини Мальборо

Яйцо герцогини Мальборо

Яйцо герцогини Мальборо

Это яйцо изготовлено фирмой Фаберже для герцогини Консуэло Мальборо, представительницы семьи американских миллионеров Вандербильтов.

Яйцо-часы покрыто розовой эмалью и украшено поясом, обрамленным мелким жемчугом. Римские цифры выложены на нём бриллиантами. Стрелка в виде золотой змеи указывает на время. Наверху — золотой жёлудь, инкрустированный алмазами. Трёхсторонний постамент оформлен золотым растительным орнаментом.

Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия»

Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия»

Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия»

Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия» было изготовлено в годы Первой мировой войны (в 1916 году) и стало последним из серии 50 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже для двух последних русских императоров. Это яйцо, изготовленное в память о награждении императора орденом Святого Георгия, единственное, которое Мария Фёдоровна вывезла сама из России в 1919 году.

Яйцо покрыто белой эмалью, на которую нанесены сетка бледно-зелёного цвета и лента ордена Святого Георгия. Если нажать на кнопки, устроенные по бокам, то на месте георгиевских крестов появятся портреты императора Николая II и цесаревича Алексея Николаевича.

Яйцо вернулось в Россию, когда на аукционе Сотбис в 2004 году, его приобрел Виктор Вексельберг.

Мастера фирмы Фаберже, начиная с 1898 года, изготовили семь пасхальных яиц по заказу российского промышленника Александра Кельха для его супруги Варвары Петровны. В 1904 году Варвара Петровна покинула Россию, уехав в Париж, взяв с собой ценности, в том числе и пасхальные яйца. Со временем все семь яиц разошлись по миру, а два из них (первое и последнее) приобрел Малкольм Форбс. С 2004 года оба они экспонируются в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

Пасхальное яйцо «Курочка Кельха»

Пасхальное яйцо «Курочка»

Пасхальное яйцо «Курочка»

Первым для семьи Кельх в 1898 году было создано яйцо «Курочка Кельха». Поверхность яйца покрыта красной эмалью. Под плоским бриллиантом закреплена миниатюра императора Николая II.

Кнопка в виде другого плоского бриллианта позволяет открыть створки. Внутри находится «желток», а в «желтке» на замшевой подкладке сидит золотая курочка с глазами из алмазов. Курочка открывается с помощью шарнира в хвосте. Внутри неё в рамку, окантованную алмазами, был помещен портрет Варвары Петровны. Позже его заменили на миниатюрный портрет царевича Алексея Николаевича.

Пасхальное яйцо «Шантеклер»

Пасхальное яйцо «Шантеклер»

Пасхальное яйцо «Шантеклер»

Это пасхальное яйцо схоже с императорским яйцом-часами «Петушок». Название «Шантеклер» (французское Chantecler) означает породу кур из Канады. Но яйцо для госпожи Кельх на несколько сантиметров выше, чем императорское, покрыто более яркой голубой эмалью и выглядит более помпезно.

Сам петушок тоже крупнее, а его хвост выполнен не из перьев, а из алмазов и золота.


Залы музея

Аванзал — в нём можно увидеть ювелирные изделия и часы, аксессуары и драгоценные предметы туалета и личного обихода, а также изделия, украшенные эмалью.

В Белой и Голубой гостиных экспонируются предметы из фарфора и изделия, покрытые эмалью.

Сувениры в старом русском стиле фирмы П. Овчинникова — ковши, ларцы, чаши, чарка, ковш, ложка и шкатулка

Сувениры в старом русском стиле фирмы П. Овчинникова — ковши, ларцы, чаши, чарка, ковш, ложка и шкатулка

В Красной гостиной можно увидеть ювелирные изделия, созданные в первой половине XIX века, таких предметов осталось немного и поэтому они представляют особую ценность.

Музей Фаберже, Красная гостиная

Красная гостиная

Готический зал — здесь находится коллекция икон и окладов к ним. Также представлены царские врата, живопись которых относится к 1600 году и это самый старый музейный экспонат.

Коллекция икон в Готическом зале

Коллекция икон в Готическом зале

Икона «Святой Николай Чудотворец» — подарок Николаю II от московских старообрядцев, фирма Якова Мишукова, автор Михаил Дикарев, 1894 г.

Икона «Святой Николай Чудотворец» — подарок Николаю II от московских старообрядцев, фирма Якова Мишукова, автор Михаил Дикарев, 1894 г.

В Рыцарском зале представлены серебряные изделия, в том числе чаши для вина и рюмки к ним, которые дарили командирам по случаю какого-либо торжества. Кроме того, здесь экспонируются закладные доски военных морских кораблей.

Чаша для пунша из серебра с черпаком, фирма Карла Фаберже

Чаша для пунша из серебра с черпаком, фирма Карла Фаберже

Закладная доска крейсера «Рюрик» (спущен на воду 22 октября 1892 года), фирма Павла Овчинникова, 1890 г.

Закладная доска крейсера «Рюрик» (спущен на воду 22 октября 1892 года), фирма Павла Овчинникова, 1890 г.

В Золотой гостиной представлены царские подарки и художественные ювелирные изделия, это табакерки и шкатулки, а также другие предметы, чаще всего совершенно ненужные вещи.

Золотая гостиная

Золотая гостиная

Коллекция табакерок

Коллекция табакерок

Фигурка пляшущего мужика фирмы Карла Фаберже

Фигурка пляшущего мужика фирмы Карла Фаберже

В Выставочном зале находятся картины русских художников XIX века.

Иван Айвазовский «Спасающиеся», 1878

Иван Айвазовский «Спасающиеся», 1878

В Бежевом зале Вы увидите предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе фарфоровую посуду.

В Верхней буфетной можно ознакомиться с работами импрессионистов, причем картины освещаются только лучами, идущими сверху и создается впечатление, что светятся сами произведения искусства.


История создания

В 2004 году русский олигарх Виктор Вексельберг основал фонд «Связь времен», основной задачей которого было возвращение в Россию утраченных культурных ценностей.

В этом же году был объявлен аукцион на продажу коллекции из 180 предметов коллекции Фаберже, которую собирал в течение 50 лет американский предприниматель Малкольм Форбс. Распродажа отдельных предметов на аукционе привела бы к распылению уникальных работ русского мастера по многим странам.

Неожиданным для всех стала отмена аукциона и приобретение всей коллекции Виктором Вексельбергом, что обошлась бизнесмену в 100 миллионов долларов. В коллекцию входили и уникальные 9 пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже.

Фонд «Связь времен» принял решение создать в России несколько музеев для демонстрации экспонатов, созданных мастерами знаменитой фирмы. Первым таким музеем стал музей в Санкт-Петербурге, учредителем которого и стал этот Фонд.

В 2006 году началась реставрация Дворца Шуваловых на набережной Фонтанки, продлившаяся 7 лет. Обновленный дворец Шувалова стал одним из красивейших дворцов Северной столицы и 19 ноября 2013 года здесь состоялась церемония открытия Музея Фаберже.

Колонный зал

Колонный зал

В настоящее время на хранении находится более 4000 предметов, многие из которых принадлежали семьям последних Российских императоров — Александра III и Николая II.

Фотография императора России Николая II (слева) и короля Великобритании Георга V (справа), которые были двоюродными братьями и отличались поразительным внешним сходством

Фотография императора России Николая II (слева) и короля Великобритании Георга V (справа), которые были двоюродными братьями и отличались поразительным внешним сходством



Несмотря на то, что многие предметы уникальной коллекции безвозвратно пропали, Музей Фаберже в Санкт-Петербурге предоставляет нам возможность увидеть шедевры ювелирного искусства XIX–XX века, созданные русскими мастерами.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.