Зимняя канавка
поделиться: |
Зимняя канавка является одним из самых красивых мест Санкт-Петербурга. Она привлекает туристов необычной конструкцией — здесь расположено необычное сооружение — арка-переход, находящаяся над водой и соединяющая здание Эрмитажного театра и Большого Эрмитажа.
Сохранилась легенда, согласно которой завистники решили оклеветать архитектора Кваренги в глазах Екатерины II, и распространили слух, что арка очень непрочна и может разрушиться. Тогда императрица устроила в галерее грандиозный пир, пригласив на него много гостей. Арка-мост выдержала нагрузку и после этого вопрос о ее прочности уже не обсуждался.
Скорее всего, эта история является мифом, как и сам факт сооружения арки архитектором Кваренги — сохранившиеся документы доказывают, что арка построена Юрием Фельтеном.
Содержание
Зимняя канавка на карте
Происхождение названия
Канал, соединивший реки Мойку и Неву, проходил рядом с Зимним дворцом Петра Первого и благодаря такому расположению император, выйдя из своего дома, мог сразу сесть в лодку. По имени этого дворца канал и получил свое название.
Первоначально его часто называли Зимнедворцовым, позже — Зимним каналом, а в исторических документах современное название встречается с 1801 года.
Мосты через Зимнюю канавку
При сооружении канала в 1718–1719 годах были построены два подъемных деревянных моста — Первый Зимний и Эрмитажный.
Эрмитажный мост
Каменный Эрмитажный мост, перекинутый через канал около Невы, был возведен в 1763–1766 годах одновременно с гранитными набережными Невы.
В 1787 году на месте Зимнего Дворца Петра Первого по проекту Джакомо Кваренги был построен Эрмитажный театр. Новый Эрмитажный мост, построенный Юрием Фельтеном, стал эффектным крытым переходом от построенного театра к Старому Эрмитажу.
С годами внешний вид Эрмитажного моста немного изменился — его силуэт стал еще более «горбатым», а высота свода увеличилась на полметра, благодаря чему прогулочные теплоходы могут пройти по Зимней канавке.
С этим местом связан сюжет оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама».
Как известно, в финале оперы Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воду, после того, как от нее убегает Герман, помешавшийся на трех картах.
В основе оперы лежит одноименная повесть Пушкина, но в ней этот элемент отсутствует. Дело в том, что в одной из петербургских газет 1868 года был описан случай самоубийства Юлии Перовой, совершенного на этом месте из-за несчастной любви. В 1890 году Петр Чайковский переслал вырезку из этой газеты создателю либретто, своему брату Модесту, с просьбой включить самоубийство Лизы в сюжет оперы. Так появилось второе популярное название этого моста — Мостик Лизы.
Изображение арки можно увидеть на сцене Мариинского театра в финальной сцене оперы Чайковского «Пиковая дама», когда Лиза и Герман встречаются последний раз.
Вид от Миллионной улицы в сторону этой арки над Зимней канавкой — один из классических видов Северной столицы.
Первый Зимний мост
На пересечении с Миллионной улицей был сооружен и второй гранитный мост, который сейчас называется Первым Зимним мостом. Его построили из материала, полученного при разборке моста, проходившего через засыпанный Красный канал. Чугунные решетки созданы по проекту скульптора Иоганна Дункера.
Второй Зимний мост
Второй Зимний мост, пересекающий канал у Мойки, очень похож на своих старших братьев — Эрмитажный и Первый Зимний. Однако, сооружен он уже в советское время и в его конструкции использован железобетонный свод. Мост оформлен серовато-розовым гранитом, благодаря которому он напоминает двух других своих собратьев.
В узкую горловину гранитных берегов канала один за другим поворачивают с Мойки многочисленные теплоходы и кажется, что все они связаны между собой веревкой и плывут как один длинный состав.
Набережные очень живописны для фотографий, а под Эрмитажным переходом есть спуск к воде, откуда можно сделать фото с расстояния вытянутой руки до проходящего экскурсионного теплохода.
Зимняя канавка в Санкт-Петербурге — это популярное место романтических свиданий, а вид Эрмитажного моста вместе с арочной галереей со стороны Миллионной улицы считается одним из символов Санкт-Петербурга.
Напряженное движение судов на Мойке у истока Зимней канавки
Движение теплоходов
Эрмитажный мост и Нева
поделиться: |
поделиться: |