Большой дворец в Петергофе

Большой дворец в Петергофе

Большой дворец в Петергофе

поделиться:

Большой дворец вместе с расположенным перед ним Большим каскадом — это главная достопримечательность Петергофа и архитектурная доминанта всего дворцово-паркового комплекса. В XVII–XIX веках Большой дворец являлся парадной резиденцией русских царей, где происходили важные события, проводились праздники и приемы, балы и маскарады.

Танцевальный зал в Большом дворце Петергофа

Танцевальный зал

В настоящее время Большой дворец — это уникальный историко-художественный музей, в коллекции которого собрано около трех с половиной тысяч экспонатов, среди которых живопись и фарфор, ткани и уникальная мебель, а также личные вещи российских правителей.


Режим работы Большого дворца Петергофа в 2024 году

  • С 10:30 до 18:00.
  • Кассы закрываются на час раньше.
  • Выходные дни — понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • Билеты можно приобрести в кассах, терминалах или на официальном сайте. Посещение только в составе группы, количество участников ограничено
  • Группы из индивидуальных посетителей формируются после покупки билета в кассе. Экскурсия на русском языке входит в стоимость билета
  • Вход во дворец со стороны Нижнего парка.

Карта

Большой дворец на карте

Большой дворец

увеличить карту


Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа в 2024 году

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые — 750 рублей
    • дети до 14 лет — бесплатно
    • дети от 14 до 18 лет — 550 рублей
    • можно оплатить Пушкинской картой
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 2000 рублей
    • дети до 7 лет — бесплатно

Описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».

Церковный корпус

Церковный корпус

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Парадная лестница Большого дворца в Петергофе

Парадная лестница

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

Голубая приёмная Большого дворца в Петергофе

Голубая приёмная

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения.

Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом.

Чесменский зал Большого дворца в Петергофе

Чесменский зал

Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле.

Тронный зал Большого дворца в Петергофе

Тронный зал

Тронное кресло, Большой дворец в Петергофе

Тронное кресло

Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора.

Аудиенц-зал (Статс-дамская) в Большом дворце Петергофа

Аудиенц-зал (Статс-дамская)

Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 квадратных метров занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото.

Танцевальный зал Большого дворца в Петергофе

Танцевальный зал

Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально её оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма.

Белая столовая Большого дворца в Петергофе

Белая столовая

В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда.

«Веджвудский сервиз» в Белой столовой

«Веджвудский сервиз» в Белой столовой

Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б. Ф. Растрелли.

Картинный зал Большого дворца в Петергофе

Картинный зал

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Куропаточная гостиная или Будуар

Куропаточная гостиная

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Дубовый кабинет Петра I, Большой дворец в Петергофе

Дубовый кабинет Петра I

Дубовые панно в Большом дворце в Петергофе

Дубовые панно

История

Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714–1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 года — Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому.

В 1725–1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счёт пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова.

В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740–1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках.

Бесконечные отражения зеркал в Аудиенц-зале

Бесконечные отражения зеркал в Аудиенц-зале

Всё это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец.

В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760–1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы.

Западный Китайский кабинет, пятиугольный дверной проём

Западный Китайский кабинет, пятиугольный дверной проём

С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем.

Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами.

В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.

Сегодня, как и в прежние времена, Большой дворец в Петергофе восхищает своим великолепием. Вы познакомитесь с искусством русского дворцового интерьера XVIII – начала XIX веков и увидите, как барочные залы, созданные Растрелли, соседствуют с торжественными апартаментами периода классицизма и комнатами с элементами стиля рококо.


Смотрите также

Фотографии


Официальный сайт Петергофа

peterhofmuseum.ru

поделиться:

поделиться:

рейтинг: 5 голосов: 5




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.