Кронштадт — путевые заметки

поделиться:

Поездка в Кронштадт случилась исключительно случайно. Мы прогуливались по центру Питера в выходные, решая в какой музей или клуб пойти. И вот около Гостиного двора перед нами нарисовалась довольно назойливая бабушка, предлагающая всего за 250 рублей поездку в Кронштадт прямо сейчас. Решение было принято без раздумий. И хотя в большинстве случаев такие решения не приводят ни к чему хорошему, поездка в целом очень понравилась.

К тому же через минуту мы узнали, что везти в Кронштадт нас будет очень нелюбимая мной фирма Давранов, к тому же в микроавтобусе Мерседес. Было немного досадно, что микро, но приятно, что Мерседес. К тому же оказалось, что он новый и ехал очень мягко.

Вид на Кронштадт из Собора Петра и Павла в Петергофе

Вид на Кронштадт из Собора Петра и Павла в Петергофе

В автобусе было всего 7 туристов, хотя в автобусе было 15–20 мест. Несмотря на столь небольшое число туристов, экскурсовод очень старалась. Экскурсия началась еще в центре Петербурга.

Пейзажи центра города сменились доходными домами на Петроградской стороне, затем высотными зданиями и торговыми комплексами и лесами на Приморском шоссе. Производит впечатление развязка при выезде на дамбу, которая станет частью кольцевой дороги вокруг Петербурга.

Дорога по дамбе — по одной полосе в каждую сторону. Дорога очень узкая, местами — спуски с одновременным поворотом. Причем со стороны Балтийского моря постоянно тянется насыпь в несколько метров, состоящая то из песка, то из строительного мусора.

Несмотря на объявленное продолжение строительства дамбы, почти никакой строительной деятельности не наблюдается.

В целом Кронштадт производит впечатление очень провинциального городка. Если жилые дома в городе в таком же состоянии, как и весь жилищно-коммунальный сектор, то объекты Минобороны, которые нам удалось увидеть, находятся в ужасном состоянии.

Исключение, пожалуй, составляют здания, находящиеся на самых видных местах, площадях Кронштадта.


Кронштадт, Морской собор

Морской собор

Перед посещением самого города заезжаем в один из фортов Кронштадта. Как замечает экскурсовод, теперь здесь проводят экскурсии. Для проведения экскурсий поставили табличку «Начало осмотра». Это всё, что изменилось.

Форт заброшен и представляет собой несколько полуразрушенных строений.

Все металлические предметы спилены и вывезены.

С него открывается очень красивый вид на форт «Петр I» и «Александр». Здесь же пирс, откуда летом катают туристов на форты.

В настоящее все форты Кронштадта находятся в таком состоянии, что очень печально, ведь это уникальные памятники военной истории России!



Экскурсия по Кронштадту состоит из трех частей:


1. Остановка около закладного камня на месте где будет восстановлен Андреевский собор. В соборе более 50 лет служил Иоанн Кронштадтский, очень почитаемый верующими. В советское время собор был снесен и на его месте установлен памятник Ленину. В настоящее время памятник перенесли на соседнюю площадь Кронштадта и поставили закладной камень.

Недалеко находится железное дерево — подарок Санкт-Петербурга. Обычный аттракцион для туристов, типа Чижика-Пыжика, кошек на Малой Садовой или зайца около Петропавловской крепости. В ветках дерева находится гнездо, куда надо закинуть монетку, затем нашептать в ухо дерева свои желания. К дереву мы подошли уже поздно вечером. В Кронштадте подсветка есть только на Морском соборе. Деревце стояло в полной темноте, поэтому закинуть монетку было невозможно.

Здесь же недалеко находится домик неизвестного архитектора, платный!


Кронштадт, Морской собор

Морской собор

Собственно весь центр Кронштадта можно обойти пешком за 10 минут, от одной достопримечательности до другой — пара минут пешком. Но до следующей достопримечательности мы перемещались на автобусе, и не потому что было лень идти, а потому что все замерзли. В Кронштадте было холодно, даже по сравнению с Питером. Видимо сказывается островное положение города.



2. Вторая остановка ближе к порту Кронштадта.

Здесь экскурсовод сначала показывает первый в России док для ремонта судов, производящий просто ужасающее впечатление своим состоянием. Док действующий. Картину скрашивают только покрашенные в яркие цвета строительные краны.


Немного удивил рассказ экскурсовода о конструкции дока.

Для людей, отдаленно понимающих, что такое док объясню, что это сооружение, предназначенное для ремонта судна и подобных действий. Ремонт, особенно подводных частей судна, удобнее проводить при отсутствии воды. Экскурсовод рассказывает, что до Петра воду из Дока откачивали исключительно с помощью ветряных мельниц. Причем процедура эта занимала несколько месяцев. Естественно Петру ждать несколько месяцев было влом, поэтому соорудили канал, по которому вода самотеком уходит в овраг, находящийся значительно ниже самого дока. Таким образом осушение дока происходило значительно быстрее. Ведущая наших экскурсии долго удивлялась гениальности данного технического решения, но мне кажется, что ничего выдающего здесь нет.

Канал, по которому уходила вода из дока, существуют и поныне, только он больше напоминает простой овраг, поросший деревьями и кустарниками. Однако такое состояние канала не мешает использовать его по прямому назначению.

Рядом находится нуль Кронштадского футштока (фото) по которому определяют нулевой уровень мирового океана (обозначенный на всех географических картах). Это еще один аттракцион для туристов в Кронштадте — сделана лесенка от набережной, ведущая к планке, типа большой линейки, на фоне которой все желающие могут запечатлеть себя. Лесенка очень непрезентабельная, к тому же находится почти под мостом. Учитывая температуру окружающего воздуха и вечернее время, желающих фотографироваться, не нашлось.

Далее экскурсовод ведет нас к Итальянскому дворцу, где раньше находились общежития для курсантов военно-морской школы Кронштадта, а ныне проводятся важнейшие культ-массовые мероприятия для служащих флота (пусть простят меня военнослужащие, ибо я не помню точные названия учреждений, располагавшихся в этом здании). В нашем присутствии из окон доносилась музыка, причем не парадные марши или гимны, а что ни есть рок, причем очень тяжелый... видимо отдыхали моряки, служащие в Кронштадте.

Меня же больше привлекали внушительных размеров пушки, стоящие на берегу Итальянского пруда. Пушки можно увидеть в самых разных местах в Кронштадте, используются они как угодно, в частности как столбы.

Далее наша экскурсия направилась непосредственно к кораблям на пирсе Кронштадта. Конечно, на пирс нас не пустили, хотя сам видел, как несколько человек в гражданской одежде прошли через КПП, при этом никто и ничего у них не спросил.

На этом пирсе снимались сцены из фильма «Особенности национальной рыбалки».

Рядом находится Петровский парк с памятником Петру I . В парке нас встретила большая группа предположительно китайцев или японцев. Оказывается, Кронштадт пользуется особенной популярностью у туристов из этих стран, из-за событий Русско-Японской войны.


Далее мы залезли в автобус, больше — чтобы погреться, чем для преодоления большого расстояния, ибо до следующего пункта нашей экскурсии можно было довольно быстро дойти пешком.



3. Автобус высадил нас на Якорной площади Кронштадта. Абсолютной доминантой площади является Морской собор, купол которого виден за несколько десятков километров от Кронштадта, также как и купол Исаакиевского собора.

Также на площади — памятник борцам за дело Революции и вечный огонь, на котором грелись бездомные дети. Другой достопримечательностью Кронштадта является памятник адмиралу Макарову с барельефами на четырех сторонах основания памятника.

Неподалеку от площади находится Макаровский мост, перекинутый через овраг (на самом деле это канал, для отвода воды из дока). Сам мост не очень красив, но находится в живописном месте.

Но наибольший интерес представлял Морской собор, который, до сих пор принадлежит военным, поэтому попасть можно только в отдельные помещения собора, где располагаются музеи истории фортов и музей истории Кронштадта.

Первый — располагается в пределах одной комнаты. Музей истории Кронштадта — в галереях собора. Производит впечатление протяженность галереи. Поначалу было чувство, что мы ходит по кругу, но экспозиция действительно очень большая. К сожалению экскурсии никто не проводил, а ознакомиться по табличкам с экспозицией невозможно. В музее много моделей военных судов. Некоторые — очень похожи на модели, выставленные в Морском музее на стрелке Васильевского острова.

Одна из мостовых, проходящих по краю Якорной площади Кронштадта, выложена из металлической брусчатки. Брусчатка сделана из ядер, которые остались ненужными на очередном этапе развития науки и военного искусства.

На этом содержательная часть нашего путешествия в Кронштадт окончилась, автобус около 2 часов добирался до центра Петербурга.


После экскурсии меня посещали противоречивые мысли. С одной стороны, хочется побольше побродить по улочкам Кронштадта, съездить или сплавать на форты. Но безусловно это нужно делать летом, чтобы не наносить своим стремлением вред организму )))

С другой стороны, Кронштадт производит довольно печальное впечатление, особенно форты. Говорят, что форт Александр I и форт Петр I начали восстанавливать.

Пока складывается впечатление, что государство пытается сохранить памятники военной истории в первозданном виде как Парфенон. Но в таком случае нужно ограждать остатки истории от туристов и других субъектов, пытающихся слишком близко познакомиться с памятниками.

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.