Константиновский дворец в Стрельне

Константиновский дворец в Стрельне

поделиться:

На берегу Финского залива, в Стрельне, находится Государственный комплекс «Дворец конгрессов» — резиденция Президента Российской Федерации. Архитектурной доминантой этого восхитительного дворцово-паркового ансамбля является Константиновкий дворец, история которого началась более трёхсот лет назад.

За это время дворец пережил периоды упадка и расцвета в разные века и при разных владельцах, он пострадал от пожара, но его восстановили, судьба его интересна и непроста. А началась его история в начале XVIII века, когда Пётр I выбрал Стрелину мызу, имеющую выгодное расположение, для строительства своей летней резиденции.


Режим работы Константиновского дворца в 2024 году

  • Экскурсии проводятся с 10:00 до 18:00
  • Выходной день — среда
  • Кассы работают с 10:00 до 16:00
  • Дворец может быть закрыт в дни проведения официальных мероприятий. Уточняйте режим работы по телефонам

Карта

Константиновский дворец в Стрельне на карте

Константиновский дворец в Стрельне

увеличить карту


Экскурсии в Константиновском дворце

  • «Возрожденный замысел великого Петра» (по парадным залам Константиновского дворца)
  • «Век нынешний и век минувший» (по парадным залам Константиновского дворца, с посещением официальных апартаментов Президента РФ и залов для встреч)
  • «Шедевры Константиновского дворца» (знакомство с наиболее ценными предметами искусства, а также прогулка по парадным залам)
  • «Русская Версалия» (экскурсия по парку)

Стоимость билетов на экскурсии в Константиновский дворец в 2024 году

Экскурсия «Возрожденный замысел великого Петра» (по парадным залам Константиновского дворца)

  • для взрослых — 500 рублей
  • дети до 6 лет не допускаются
  • для школьников, студентов и пенсионеров — 300 рублей

Экскурсия «Русская Версалия» (по парку, проводится только в летний период)

  • для взрослых — 500 рублей
  • для детей до 7 лет — бесплатно
  • для школьников, студентов и пенсионеров — 300 рублей

Экскурсия «Век нынешний и век минувший» (по парадным залам Константиновского дворца, с посещением официальных апартаментов Президента РФ и залов для встреч)

  • для взрослых — 600 рублей
  • льготных билетов нет
  • дети до 6 лет не допускаются

Экскурсия «Шедевры Константиновского Дворца» (знакомство с наиболее ценными предметами искусства, а также прогулка по парадным залам)

  • для взрослых — 500 рублей
  • льготных билетов нет
  • дети до 6 лет не допускаются

Вход в парк происходит с экскурсионной группой. Охраной выполняется проверка, аналогичная проверке в аэропорту.

В летний период ввиду большого спроса настоятельно рекомендуется покупать билеты заранее на официальном сайте.

Альтернативный вариант — экскурсия с отправлением из Санкт-Петербурга. Автобусные экскурсии начинаются и заканчиваются у Гостиного двора (пересечение Невского проспекта и Думской улицы). Стоимость для взрослых — 2100 рублей. Для школьников, студентов и пенсионеров предусмотрены скидки. Туристам не нужно что либо дополнительно оплачивать на месте.


Стрельна

Стрельна — это небольшой поселок на южном берегу Финского залива и реках Кикенка и Стрелка (сейчас входит в состав Санкт-Петербурга). По названию последней и была названа деревня Стрельна, впервые упомянутая в Писцовой книге Водской пятины в 1500 году.

В ходе Северной войны, в 1617 году, по Столбовскому миру земли на южном берегу Финского залива перешли Швеции, но позже Россия вернула их себе. Пётр разделил эти приморские земли на участки и раздал их своим приближенным и родственникам для строительства усадеб. Себе же взял землю современного Петергофа и Стрелину мызу, как тогда называли Стрельну, находящуюся в 19 км от Петербурга.

В 1711–1716 годах государь строит здесь деревянный Путевой дворец, рядом с которым была возведена церковь, разбит сад, устроены пруд и огород. Во дворце Пётр останавливался по пути в Петергоф и Ораниенбаум, а также в Кронштадт, где в это время строилась крепость.

В Стрельне Пётр задумал построить ещё и парадную резиденцию «царя морей» — дворцовый ансамбль, лучше, чем в Версале. Он мечтал создать здесь водяные пирамиды, которые будут бить днем и ночью.


Константиновский дворец — описание

Местность в Стрельне очень нравилось государю — река, чудная рощица и три террасы необыкновенной длины спускаются уступами с горы в сад.

Проектирование дворца начал французский архитектор Жан Батист Леблен, но в 1719 году он умер и работу продолжил итальянский зодчий Николо Микетти. Он пообещал Петру создать здесь то, чего не бывало на свете.

Летом 1720 года на средней террасе был заложен фундамент великолепного дворца. Зодчий строит роскошный палаццо в два этажа, а внизу прорезается тройная аркада. Для устройства «водяных игр» из Италии были выписаны фонтанные мастера. Но пробный пуск построенных фонтанов потерпел фиаско, и кто в этом виновен? Вода должна была идти самотеком с весны до осени, но оказалось, что в Стрельне всё же недостаточный перепад высот. Чтобы поднять воды рек выше, необходимо было строить плотины, а для этого требовались немалые деньги.

Пётр не отказался от своей затеи, но переносит русский Версаль в Петергоф, недалеко от которого, в Ропше, нашли ключи и подземную реку. Строительство резиденции в Стрельне угасает, фонтаны разбирают, трубы перевозят в Петергоф.

Николо Микетти уехал в Италию, а в Стрельне обнаружили, что он увез с собой чертежи дворца. Но Пётр охладел к своей резиденции. По его приказу дворец накрывают временной дощатой кровлей, а окна и двери заколачивают досками. Десятилетие здание было необитаемым и ветшало день от дня. Вспомнила о нём Елизавета, дочь Петра.

Она поручила своему придворному архитектору Франческо Растрелли возобновить строительство по найденным рабочим чертежам.

Растрелли восстановил галереи, флигеля, башенки и грот, каскады и каналы в саду. Была выполнена двухъярусная кровля, а под ней — картуш с двуглавым орлом. Над декоративными наличниками в виде раковин — сандрики с масками львов.

В Стрельну везут дубы и клёны для наборных полов, а в из Франции доставили мраморные камины. По соседству с парадной лестницей устанавливают подъемный стул. Растрелли писал: «В мызе … я построил парадную лестницу и перестроил всё так, чтобы там мог проживать двор».

Зодчий воссоздал резиденцию, а картоны Константиновского дворца, выполненные Николой Микетти, будут обнаружены в Риме только в середине XX века.

В огромных сухих дворцовых погребах хранились дорогие вина, особенно здесь ценились венгерские напитки. В подвалы Стрельни перевозят коллекцию вин из Зимнего дворца.

При Екатерине II о дворце опять не вспоминают. Столяров и кузнецов переводят в Петергоф, а у винных погребов остается охрана.

Стрельнинский дворец оживает лишь в конце XVIII века, когда император Павел I подарил его своему сыну Константину. Во дворце начинается время Константиновичей.

В 1802 году будущее дворца доверяют архитектору Андрею Воронихину, возводившему в то время Казанский собор. Александр I дает ему указание: «В наружном плане и облике дворца — никаких изменений против проекта великого предка».

Воронихин облицевал колонны грота ноздреватым пудостским камнем. Грот, словно, несет всю тяжесть здания, кажется, что стихия земли сталкивается с вечной стихией воды. Зодчий строит плавно скользящие по склону лестницы, ступени которой похожи на волны, и кажется, что легкий морской бриз гонит их ко дворцу на высоком холме.

В конце 1803 года работы были завершены. Но как будто злой рок преследовал дворец. В ночь с 28 на 29 декабря случился пожар. Он уничтожил всю воронихинскую отделку. Остались голые стены, пострадала терраса, сгорели мельницы Стрельни. От пожаров в том году пострадали и другие усадьбы. Местные жители шептались с оглядкой: «Скорее всего, это был поджог».

Через четыре дня Александр I подписал указ, в котором велел заново восстановить дворец. Эти работы выполнил Луиджи Руска, земляк Доменико Трезини. Он представил императору своё видение обновленного дворца. Зодчий не оставил на фасаде лепных украшений и прежний изгиб кровли. Император был недоволен проектом и потребовал, чтобы резиденция, как прежде, напоминала петровское время.

Руска создает новые чертежи — над зданием появляется башня бельведера (бельведер — лёгкая постройка для обзора местности). С неё открывается чудный пейзаж. Великий князь часто поднимался сюда с подзорной трубой. Говорят, что ни один из императорских замков не может похвалиться такими морскими видами.

В Стрельну для украшения залов везут мрамор многих цветов из разных стран. Гирлянды цветов на плафоне и стены Розовой гостиной напоминают роспись севрского фарфора. Лепные панно над дверями, доспехи воина и скрещение оружия под щитом — в эпоху наполеоновских войн они восхищали гостей.

В середине XIX века в Голубом зале зачитывали послание Александра I великокняжеской семье. Он поздравлял супругов с рождением сына и своего племянника Константина. Просторный Голубой зал, длинный и светлый, как галерея. Здесь море воздуха. Окна второго уровня создают иллюзию — кажется, что потолок поднимается ещё выше, а в простенках — большие зеркала, увеличивающие зал.

Во дворце нашлось место штаб-квартире и арсеналу Лейб-гвардии Уланского полка, ведь великий князь Константин Павлович был его шефом. Он называл Голубой зал Военным. По словам современников, здесь бывали смотры российской милиции, которая формировалась в Стрельне.

В парке проходили учения. Соседи и монахи Троице-Сергиевой Лавры жаловались, что Константин Павлович по вечерам устраивает страшнейшую пальбу. На каменном плацу после заката проходили парады с участием духовых оркестров. Великий князь превратил Стрельну в военный городок.

 

У Константина Павловича не было наследников, и после его смерти в 1831 году Александр II передал резиденцию великому князю Константину Николаевичу. Дворец получает имя «Константиновский». Вместе с женой Александрой Иосифовной он владел дворцово-парковым ансамблем до 1892 года.

Над сквозной тройной аркадой — Мраморный зал. Итальянский художник Джакомо Феррари ввел в оформление дворца древне-греческие мифы, создав барельефы «Венера с Грациями в кузнице Вулкана», «Боги на Олимпе» и «Меркурий в царстве Плутона», а на небе изобразил крылатых богинь. Над балконными дверями взмывают воздушные, как подвенечные платья, арки с фруктовыми гирляндами.

В середине XIX века придворный архитектор Андрей Штакеншнедер оформил зал искусственным мрамором. Зодчий восстановил убранство по чертежам Луиджи Руска. Зелёные мраморные колонны возле окон и дверей будто напоминают, что рядом, у подножия холма, на котором стоит дворец, шелестит листвой старинный парк.

По рассказам, император Николай I подарил сыну Константину Николаевичу 200 тысяч на обустройство дворца. «У нас и так всё неплохо», — решил тот и передал все деньги на строительство паровых канонерских лодок (небольших кораблей с артиллерийским вооружением). Константин Николаевич был генералом-адмиралом, преданным морю и не мыслил свою жизнь без кораблей.


И всё-таки замок усилиями Александры Иосифовны, супруги князя, был превращен в восхитительный загородный дом. В парадных комнатах — картины старых мастеров, вызывавшие восторг у гостей. Вновь благоустроен сад с фонтанами на дворцовой террасе и выполнено затейливое убранство под главными арками дворца.

По просьбе хозяйки, Андрей Штакеншнедер перестроил сквозную аркаду в уютную застекленную гостиную. Он облицевал лестницы каррарским мрамором, причем, ступени сохранили своё плавное движение. Каждый шаг лестницы был рассчитан ещё Андреем Воронихиным. Террасу охраняют каменные львы, говорят, что они улыбаются, причём, каждый по-своему.

Каждое столетие наряжало дворец по-своему, но при этом бережно сохраняло черты петровского времени, облик, родной ему с первых дней.

Здесь, в Стрельне, написал свои первые стихи великий князь Константин Константинович Романов. Он родился во дворце в августе 1758 года. Поэт серебряного века подписывал свои произведения «КР». Возможно, что этот парк на берегу залива вспоминал августейший поэт:

Бывают светлые мгновенья:

Земля так несравненно хороша!

И неземного восхищенья полна душа.

Серебряную шкатулку с землей из Стрельны он будет возить с собой как талисман.

В начале XX века в Стрельнинском дворце отмечали бракосочетание внука великого князя Иоанна Константиновича с сербской принцессой Еленой. Но во время торжества с люстры стали падать горящие свечи. Дворец, словно, давал знаки, предупреждая о беде, которая грозила семье Иоанна и всем Романовым. А пока праздник продолжился: в зале зажгли новые свечи, из подвала принесли любимое вино Петра Первого — горькое венгерское.

Последним владельцем усадьбы был Дмитрий Константинович, расстрелянный в 1919 году в Петропавловской крепости.


Константиновский дворец в советское время

Советская власть признала Константиновский дворец историческим памятником, но мало, что было сделано для сохранения бесценных коллекций предметов искусства, которые на протяжении двух веков собирали и бережно хранили Романовы.

Историческое здание использовалось для самых разных целей. Так, сначала в нём разместили детскую колонию, затем санаторий и курсы усовершенствования состава ВМФ. В годы оккупации во время Отечественной войны здание было сильно разрушено. Константиновский дворец восстановили курсанты Ленинградского Арктического училища. В 1955 году это учебное заведение разместилось в дворцовом комплексе. В 1990 году два ленинградских училища — Арктическое и Мореходное, были объединены, а историческое здание осталось покинутым.

С этого времени бывшая резиденция, оказавшаяся бесхозной, стала ветшать и разрушаться.


Дворец конгрессов

В 2001 году дворцово-парковый комплекс в Стрельне был передан управлению делами Президента России. Его реконструкция проведена бережно, с учетом всех сохранившихся чертежей и документов. В 2003 году памятник архитектуры XVIII века в Стрельне был восстановлен. На его основе создан Государственный комплекс «Дворец конгрессов». Это режимный объект, в котором проходили саммиты «Большой двадцатки» и «Большой восьмерки», встречи формата «Россия — Евросоюз», переговоры глав государств и правительств.

Константиновский дворец является архитектурной доминантой этого восхитительного ансамбля. Парковое пространство, выходящее к Балтике удивляет своей гармонией и красотой, с террасы дворца открывается великолепный вид на море. Морская резиденция, о которой мечтал еще Пётр Первый, была воссоздана.


Коллекции Константиновского дворца

Константиновский дворец, восстановленный, можно сказать, из руин не имел своей художественной коллекции. Постепенно его залы стали заполняться картинами, скульптурами и предметами декоративно-прикладного искусства. Значительный вклад в формирование собрания внесли коллекционеры, бизнесмены и правительственные организации.

Особо отметим уникальную коллекцию, принадлежавшую Галине Павловне Вишневской и Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу. Она собиралась ими на протяжении почти 30 лет преимущественно в русской эмиграции (начиная с 70-х годов XX века). После смерти музыканта в 2007 году Галина Вишневская решила продать все ценности, обратившись в аукционный дом Сотбис (Sotheby's) в Лондоне. Но за два дня до торгов российский бизнесмен Алишер Усманов выкупил всё собрание, переплатив за него, и тут же передал его государству.

Если бы коллекцию распределили по крупным музеям, то она могла затеряться среди многих других предметов искусства. По желанию Алишера Усманова её разместили в Константиновском дворце.

Коллекция Вишневской и Ростроповича уникальна: Брюллов, Репин и Рерих, фарфор и бытовые предметы. Среди примечательных вещей — сервиз Императорского фарфорового завода, подаренный Екатериной своему фавориту графу Орлову. Другой подарок императрицы ему же — фарфоровая табакерка.

По словам Галины Павловны, каждый предмет коллекции ей был очень дорог, каждую вещь она протирала сама лично, не доверяя никому эти сокровища. Когда певица ушла со сцены, у неё появилась возможность посещать различные аукционы и антикварные магазины Европы, где эти предметы искусства оказались благодаря эмигрантам. Иногда Галина Михайловна даже соревновалась с музеями на аукционах, предлагая более весомую сумму, и почти всегда выигрывала. Рассказывали, что, если она приходила на аукцион, то все знали, что другим здесь делать уже нечего.

Среди произведений этой коллекции — рисунки Репина, Рериха и Брюллова, которые мало кому были известны. В собрании также картины Валентина Серова, Ивана Билибина, Александра Бенуа и других мастеров русской живописи. Интересны работы художника Бориса Григорьева, которые Галина Вишневская очень ценила.

Посетить Константиновский дворец можно только с экскурсией, фотографировать в некоторых залах запрещается.

Телефоны

+7 (812) 438-53-50, 438-53-60 и 438-53-65


Адрес

198515, Стрельна, ул. Глинки, д. 1


Официальный сайт Константиновского дворца

www.konstantinpalace.ru

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.